Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения


Кафедра системного анализа и логистики

Специализированный словарь логиста

«В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов, потому что в русскую жизнь вошло множество иностранных понятий и идей. Подобное явление не ново... Изобретать свои термины для выражения чужих понятий очень трудно, и вообще этот труд редко удается. [...] »

Белинский В. Г.

Но Вам этого делать и не придется!

Предлагаем Вашему вниманию cпециализированный словарь логиста, благодаря которому Вы сможете с легкостью определиться с любым термином.

Настоящий словарь представляет собой систематизированный пласт понятий и терминов, который сформировался в русском языке в связи с бурным развитием в России рынка логистики.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ЛАГ, ВРЕМЕННОЙ ЛАГ (lag)

промежуток времени, за которое изменение аргумента приведет к изменению ф-ции (результативного показателя). Наличие Л. означает, что влияние аргумента на ф-цию не проявляется немедленно, а растягивается на какой-то промежуток времени.

ЛЕЙДЕЙС, ЛЕЙТАЙМ (laydays)

дата, ограничивающая срок наиболее ранней подачи судна под погрузку, до которой фрахтователь не обязан принимать судно и не несет ответственности за его простой. Л. не всегда обозначается в чартере конкретной датой. Вместо даты в чартерах может быть указано "ПОВ", что обязывает фрахтователя принять судно под погрузку с первой открытой водой, т.е. с момента освобождения акватории порта и подходов к нему ото льда.

ЛИЗИНГ (leasing)

вид инвестиционной деятельности по приобретению движимого и недвижимого имущества (кроме земельных участков) и передаче его на определенных условиях третьему лицу с правом выкупа последним этого имущества. Содержание и обязательные признаки договора Л. определяются Федеральным законом "О лизинге" (принят 11 сентября 1998 г.). Различают внутр. и междунар., краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный Л.; фин. Л. (лизингодатель приобретает указанное ему лизингополучателем имущество и передает его последнему на срок, соизмеримый со сроком полной амортизации имущества; имущество по истечении срока действия договора переходит в собственность лизингополучателя), возвратный Л. (поставщик имущества одновременно является лизингополучателем); оперативный Л. (лизингодатель передает лизингополучателю закупленное им на свой риск имущество; последний не вправе требовать перехода права собственности на это имущество).

ЛИМИТИРОВАНИЕ ОТПУСКА МАТЕРИАЛОВ (В ПРОИЗВОДСТВО) (rationing of raw materials supply to workshops)

система ограничения отпуска материалов в произ-во в соответствии с установленными производственными заданиями. Л.о.м. способствует контролю за выполнением норм расхода, улучшает обеспечение произ-ва материалами и содействует ритмичной работе цехов, экономии материальных ресурсов. Л.о.м. осуществляется отделами снабжения пр-тий, а на нек-рых пр-тиях - планово-производственным отделом. В практике Л.о.м. в произ-во применяются требование, лимитная карта, лимитная ведомость и др. документы.

ЛИМИТЫ (МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ) (rationing of producer goods supply)

выделенные потребителю в установленном порядке нормативные объемы распределяемых централизованно ресурсов материальных, необходимые для выполнения производственной программы. В рамках командной экономики по лимитам в централизованном порядке распределялась продукция, имевшая первостепенное значение для формирования темпов и пропорций общественного произ-ва, решения ключевых задач развития нар. хоз-ва.

ЛИНЕЙНОЕ СУДОХОДСТВО (line shipping)

морские перевозки грузов по направлениям устойчивых грузовых потоков. Л.с. предполагает орг-цию движения закрепленных за линией судов по расписанию с взиманием провозной платы по заранее объявленному тарифу.

ЛИНЕЙНЫЕ РАЗМЕРЫ (linear dimensions)

одна из транспортных характеристик груза, определяющих его длину, ширину, высоту и диаметр. Осн. мерой Л.р. служит метр (м) или фут (0,3048 м). Л.р. могут быть ограничены как снизу (напр., ряд авиакомпаний принимает к перевозке грузы, сумма Л.р. которых не менее 40 см), так и сверху.

ЛЛОЙД (Corporation of Lloyd's; Lloyd's)

об-ние страховщиков Великобритании. Возникло в 1689 г., устав утвержден парламентом в 1871 г. Согласно Уставу Л. признан корпорацией с правом морского страхования. В 1911 г. в дополнение к Уставу парламент разрешил Л. проводить и др. виды имущественного страхования. Во главе Л. стоит комитет, который избирается в составе 16 чел. сроком на 4 года; члены комитета избирают председателя и двух заместителей сроком на 1 год. Для проверки страховых случаев и оформления убытков Л. имеет агентов более чем в 1800 портах разл. стран. Л. создал ряд документов, которые вошли в юридическую и коммерческую практику. Напр., морской страховой полис Л. (на судно и на груз), форма которого принята в 1779 г., применяется почти без изменений и в наст. время. Созданное в 1760 г. при Л., с 1834 г. как самостоятельная орг-ция существует классификационное об-во "Регистр судоходства Ллойда", которое наблюдает за постройкой морских торговых судов, присваивает им класс, ежегодно издает списки судов торгового флота морского всех стран с указанием порта приписки. Класс судна влияет на ставку страховой премии. Если судно не имеет высшего класса, то за его страхование взимается повышенная ставка. На практике применяются т.н. классификационные оговорки, согласно которым годными для перевозки грузов признаются самоходные суда не старше 25 лет, которым присвоен класс Л. или др. классификационным об-вом. Реорганизованный в 1834 г. Регистр Л. (Llоyd's Register) в конце XX в. являлся одним из мировых лидеров в области сертификации в судостроении, стр-ве, энергетике, электротехнике и т.д. и имел представительства в 127 странах, в т.ч. в России (с 1989 г.). Регистр Л. производит, в частности, оценку безопасности продукции на стадии проектирования, изготовления, хранения, сбыта, эксплуатации; надзор за монтажом разл. строящихся объектов (суда, порты, терминалы, склады и др.). Периодические издания Л. включают еженедельную газету "Lloyd's Loading List"), в которой сообщаются сведений о рейсах судов с указанием порта разгрузки в Великобритании или на континенте; ежедневную газету "Lloyd's List and Shipping Gazette", сообщающую текущие сведения о движении нескольких тысяч судов мирового торгового флота и подробности о всех случаях гибели судов и самолетов; еженедельник "Weekly Casualty Reports", публикующий информацию о всех случаях кораблекрушений и аварий судов торгового флота в любой точке земного шара.

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КРИВАЯ, КРИВАЯ ПЕРЛА, ЛОГИСТА (logistical curve)

S-образная кривая, характеризующая тренд, используемый для выравнивания и прогнозирования временных рядов с насыщением (асимптотой). По Л.к. можно выравнивать ряды, отражающие фазы жизненного цикла продукции (зарождение и рост, бурный рост, насыщение рынка); осуществлять прогнозирование спроса на перевозки, прогнозирование роста интенсивности транспортных потоков (практически на весь период роста до исчерпания пропускной способности путей сообщения) и т.д. Термином "Л.к." пользовался в своих работах выдающийся американский социолог русского происхождения П.А. Сорокин (1889-1968).

ЛОГИСТИКА (logistics)

стратегическое управление (менеджмент) закупкой, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации. Логистика направлена на минимизацию издержек и максимальную выгоду и связана обычно с долгосрочным планированием. Термин появился первоначально в интендантской службе армии. Сам термин «логистика» происходит от греческого (логос) и впервые употребляется в трактатах по военному искусству византийского императора Льва VI.

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ, ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ЦЕПЬЮ (logistical coordination; supply chain management)

упорядочение разл. логистических операций и правил их выполнения. Понятие "Л.к." возникло в США как результат изучения и обобщения опыта работы торговых предприятий Японии с такими характерными для них чертами, как тесное взаимодействие, предметно-ценностное единство, поставки по системе "точно вовремя" и др. Различают, в частности, понятия внутр. Л.к., горизонтальной Л.к., вертикальной Л.к. Эти понятия и термины используются в ряде периодических изданий по логистике, однако во многих случаях их определения по умолчанию считаются неявными. Формой внутр. Л.к. на уровне пром. пр-тия может быть, напр., единая технология грузопереработки и обработки информации. Под горизонтальной Л.к. понимается взаимодействие нескольких участников одного эшелона логистической цепи, напр., в рамках логистической функции управления заказами - договоренность о применении одних и тех же форм документации (уровень информационного потока), в рамках логистической ф-ции транспортирования - согласование графиков доставки, планирование сборных и/или развозочных маршрутов автотранспорта (уровень материального потока). Внутр. и горизонтальная Л.к. являются предпосылками вертикальной Л.к. Различают понятия полной вертикальной координации (т.е. бессрочного взаимодействия нескольких фирм, осуществляющих произ-во, транспортирование и реализацию продукции) и квазивертикальной координации (т.е. взаимодействия нескольких фирм, срок которого ограничен заключенным между ними договором). В случае полной вертикальной координации (интеграции) объединившиеся фирмы представляют собой логистическую цепь с эффективной обратной связью. Одним из условий успешного функционирования этой цепи является строгое выполнение участниками предыдущего эшелона требований последующего эшелона. Напр., пр-тие пищевой пром-сти должно выполнять требования торгового пр-тия относительно состава пищевых добавок, упаковывания и этикетирования продукции и др. Поскольку одно и то же пр-тие может участвовать в нескольких логистических цепях, то один и тот же продукт может производиться, выращиваться или упаковываться на нескольких технол. линиях с учетом требований, действующих в разл. странах. Др. важным условием успешной Л.к. является "информационная открытость" объединившихся фирм, отсутствие "информационной асимметрии" между ними. Последнее условие - одно из наиболее противоречивых в этой концепции, т.к. оно предполагает обмен конфиденциальной информацией, которая может содержать данные, являющиеся предметом коммерческой тайны. Проблема Л.к. является предметом оживленной дискуссии в спец. периодических изданиях. Этой проблеме посвящен, напр., спец. выпуск междунар. журнала по логистике "International Journal of Physical Distribu-tion & Logistics Management", vol. 26, 1996, N 8. С 1996 г. издается спец. междунар. журнал по этой проблеме - "Supply Chain Management".

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ (logistical operation)

самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одного техн. устр-ва; обособленная совокупность действий, направленная на преобразование материального потока и/или информационного потока. Л.о. может быть задана мн-вом начальных условий, параметров внеш. среды (переменных, не управляемых с точки зрения данной логистической системы; эти переменные могут быть фиксированными, случайными фиксированными и неопределенными), альтернативных стратегий, характеристик целевой функции. Л.о. могут быть классифицированы на внеш. (направленные на реализацию логистических функций снабжения и сбыта) и внутр. (в рамках реализации ф-ции произ-ва), Л.о. первого типа в значительно большей степени, чем второго, подвержены влиянию ряда случайных переменных (колебания рыночной конъюнктуры, невыполнение поставщиками обязательств по поставкам и др.), порой должны производиться в условиях частичной или полной неопределенности. Л.о. могут быть односторонними или двусторонними (связанными с переходом права собственности на товар, рисков страховых с одного лица на др.), с добавленной стоимостью или без таковой (термин "Л.о. с добавленной стоимостью" (value-added logistics) широко используется в зарубежной литературе по логистике; он может обозначать разл. услуги, оказываемые потребителям распределительными центрами - раскрой, фасование и т.д., операции кастомизации машиностроительной продукции - комплектация легковых автомобилей разл. доп. принадлежностями и т.д., сборка в распределительном центре продукции, которую выгоднее перевозить в разобранном виде с целью уменьшения издержек транспортных и исключения несохранных перевозок (напр., мебель). К числу Л.о. относятся дробление (грузового потока), комплектация, обандероливание, консолидация, пакетирование, перевалка, погрузка, разгрузка, транспортирование, упаковывание, уплотнение, фасование, хранение, штабелирование, кантование, сортирование, взвешивание, нек-рые операции предпродажного технического обслуживания машиностроительной продукции, выполняемые в торговых предприятиях, и т.д.

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА (logistic support)

тыловое обеспечение вооруженных сил (снабжение армии боеприпасами, обмундированием, продовольствием; обеспечение военной техники запасными частями; оказание помощи раненым и заболевшим и их эвакуация, орг-ция военных перевозок и т.п.). В системе КАЛС под Л.п. понимается анализ эксплуатационной технологичности военной техники, обучение личного состава правилам обращения с ней, орг-ция снабжения запасными частями и размещения военных заказов, автоматизация диагностики неисправностей и технического обслуживания военной техники, подготовка инструкций и руководств по эксплуатации и т.д. Термин "Л.п." применяется и в др. странах НАТО, в т.ч. в Великобритании, где имеется (данные 1995 г.) спец. орган, ответственный за материально-техническое обеспечение вооруженных сил - Управление Л.п. (Directorate of Logistic Support). В середине 90-х гг. произошло расширение значения этого термина, и он стал использоваться (напр., в журнале "Logistics Focus") также для обозначения широкого круга вопросов, связанных с материально-техническим обеспечением гражданских пр-тий. Термин "Л.п." используется не менее 6 раз в статье, посвященной логистике, в Американской энциклопедии (Encyclopedia Americana. International Edition. Grolier Inc., Danbury, Con. 1994, vol. 17, pp. 688-691).

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИНЕРГИЯ (logistical synergy; purchasing synergy)

эффект взаимного усиления связей одной логистической системы с др., при котором общий эффект одновременного действия к.-л. факторов превышает арифметическую сумму эффектов этих факторов при их действии в отдельности. Л.с. может быть положительной или отрицательной. Положительная Л.с. возможна, напр., в случае выполнения всеми поставщиками своих обязательств по поставкам перед головной фирмой; выражается в повышении равномерности выпуска продукции, ритмичности (равномерности) поставок, улучшения технол. дисциплины и в конечном итоге в повышении качества продукции. Отрицательная Л.с. возникает в случае одновременного невыполнения двумя и более поставщиками основными своих обязательств. В таких случаях потери от дефицита, которые несет головная фирма, являются, как правило, весьма значительными. Вероятность возникновения отрицательной Л.с. относительно невелика у фирм с высоким уровнем вертикальной интеграции, сохраняющих контроль или владеющих пр-тиями, поставляющими им комплектующие изделия, сырье и т.д. По этой причине ряд фирм стремится создавать т.н. синергический портфель (synergy portfolio), т.е. группу пр-тий, подчиненных им и связанных логистической цепью. Примером синергического портфеля может быть торговое предприятие, владеющее складами общего пользования, осуществляющее транспортно-экспедиционное обслуживание, оказывающее пакет услуг по выбору и оцениванию поставщика, по подготовке продукции к потреблению производственному; транспортная фирма, осуществляющая мультимодальные перевозки и т.п. Противоположностью синергического портфеля является конгломеративная диверсификация. Краткая историческая справка о термине "синергия" (применительно к экономике) приводится в книге Б. Карлофа "Деловая стратегия" (М.: Экономика, 1991, с. 152-154). Термин "синергия" используется (в др. значениях) в биологии, физике и т.д.

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГИБКАЯ (flexible logistical system)

логистическая система, в которой доведение материального потока до потребителя может осуществляться как по прямым связям, пак и с участием посредников (см. Логистическая система эшелонированная). Примером Л.с.г. является система снабжения запасными частями, в КОТОРОЙ отгрузка деталей редкого спроса производится обычно с центрального склада непосредственно в адрес потребителя, а отгрузка деталей стандартного и повышенного спроса - со склада дилера или дистрибьютора.

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МНОГОКАНАЛЬНАЯ, РЕЗЕРВИРОВАННАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (multiple sourcing system)

логистическая система, в которой размещение потребителем заказов на поставку однотипного комплектующего изделия, сырья одного наименования и т.п. производится у нескольких поставщиков одновременно или поочередно. Возможен случай, когда один из этих поставщиков рассматривается как поставщик основной, др. - как поставщики-дублеры. Теоретически Л.с.м. повышает надежность снабжения, однако доля транспортно-заготовительных расходов в логистических издержках в этой системе выше, чем в логистической системе одноканальной.

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОДНОКАНАЛЬНАЯ, НЕРЕЗЕРВИРОВАННАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (single sourcing system)

логистическая система, в которой размещение заказа на поставку продукции определенного вида производится у одного поставщика (без страхования поставок у поставщика-дублера). Теоретически Л.с.о. обеспечивает более низкую надежность снабжения по сравнению с логистической системой многоканальной. Однако в реальных Л.с.о. (напр., в системе Канбан) случаи простоев производства из-за недопоставок или поставок просроченных имеют место достаточно редко.

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА С ПРЯМЫМИ СВЯЗЯМИ (direct logistical system)

логистическая система, в которой материальный поток доводится до потребителя без участия посредников, на основе прямых хозяйственных связей.

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЭШЕЛОНИРОВАННАЯ, МНОГОКАСКАДНАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, МНОГОУРОВНЕВАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (echelon logistical system)

логистическая система, в которой материальный поток на пути от производителя до потребителя проходит по крайней мере через одного посредника.

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СРЕДА (logistics environment)

понятие, характеризующее совокупность условий обращения продукции. Л.с. включает уровень тарифов трансп., оптовых цен, развитие инфраструктуры р-на, состояние рынка посреднических услуг и т.п.

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ (logistics strategy)

стратегия долгосрочного планирования (на уровне пр-тия или р-на) размещения капитальных вложений в транспортную сеть, складское хоз-во и др. элементы инфраструктуры; формирования длительных хозяйственных связей, методик расчета за логистические операции и др. элементов хоз. механизма на перспективу. В рамках Л.с. определяются места стр-ва новых складов, дорог автомобильных, терминалов, железных дорог; анализируются грузовые потоки, определяются центры района тяготения и т.д.

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ (logistical function)

1) одно из наиболее распространенных понятий логистики, определение которого во мн. случаях задается на контекстуальном уровне. Ряд специалистов к осн. ("базисным") Л.ф. относит произ-во, снабжение и сбыт. В рамках базисных Л.ф. участниками логистического канала могут выполняться разл. материальные и нематериальные логистические операции. Л.ф. реализуются в тесном взаимодействии с ф-циями маркетинга, напр., управления ассортиментом продукции, прогнозирования емкости рынка, формирования политики цен и др. Д. Бауэрсокс (США), М. Капуто и В. Мининно (Италия) и др. выделяют шесть Л.ф.: управление заказами; контроль за состоянием запасов; хранение; грузопереработка; упаковывание и пакетирование; транспортирование. В данном определении, в отличие от предыдущего, понятия "логистическая операция" и "Л.ф." находятся в отношении не "часть - целое", а в отношении пересечения. Эдгар Ф. Лакенбак, автор статьи о логистике в Американской энциклопедии (издание 1994 г.), выделяет в военной логистике 3 Л.ф.: а) снабжение (обеспечение армии военной техникой и запасными частями к ней, топливом, обмундированием, продовольствием и др.), б) трансп. обеспечение армии, в) услуги (техническое обслуживание военной техники, жилищно-бытовое и медицинское обслуживание личного состава и др.); 2) ф-ция, аналитически задаваемая; графически - с помощью логистической кривой.

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ОБРАТНАЯ (inverse logistical function)

логистическая функция, предполагающая движение материального потока и информационного потока в направлении, противоположном исходному. При этом, если продукция или тара возвращаются от потребителя к производителю, они не обязательно проходят ту же логистическую цепь, по которой они были доставлены от производителя потребителю. Наиболее распространенные примеры реализации Л.ф.о. - возврат дилером товара с истекшим сроком реализации своему дистрибьютору, возврат дефектного товара покупателем дилеру, возврат тары потребителем поставщику или сдача ее тарособирающей орг-ции, отходов утилизация; возврат товара, отгрузка которого произведена из-за ошибки комплектации (поставка незаказанной продукции). По оценкам западных специалистов, при ошибках комплектации логистические издержки примерно в 10 раз выше, чем на обработку материального потока в прямом направлении.

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ (logistical costs)

затраты на выполнение логистических операций. Л.и. включают в себя издержки обращения и часть издержек производства. Осн. составляющими Л.и. являются транспортно-заготовительные расходы и затраты на формирование и хранение запасов. Л.и. могут составлять от нескольких процентов (машиностроение) до нескольких десятков процентов (сельское хоз-во, добывающая пром-сть) от суммы продаж. Л.и. в масштабе отдельно взятой фирмы могут исчисляться в процентах от суммы продаж, в ден. выражении в расчете на ед. массы сырья, материалов, готовой продукции, в процентах от стоимости чистой продукции; в общенац. масштабе - в процентах от ВНП. Напр., в США в 1987 г. Л.и. составляли 462,01 млрд. долл., или 10,27% ВНП; из них 285 млрд. долл. (61,7%) - транспортно-заготовительные расходы, 158,01 млрд. долл. (34,2%) - затраты на формирование и хранение запасов, 19 млрд. долл. - административно-управленческие расходы. При росте эффективности логистической системы до определенного уровня Л.и. растут линейно, затем экспоненциально, т.е. при необходимости повысить эффективность, напр., системы снабжения запасными частями с 0,96 до 0,99 Л.и. могут удвоиться, утроиться и т.д. Индексы Л.и. и ряды динамики регулярно публикуются в отдельных периодических изданиях по логистике.

ЛОГИСТИЧЕСКИЙ КАНАЛ, КАНАЛ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ, КАНАЛ СБЫТА, КАНАЛ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ (logistical channel)

частично упорядоченное мн-во, состоящее из потребителя, поставщика, посредников, перевозчиков, страховщиков и др. лиц, участвующих в товародвижении. Участники Л.к. могут быть классифицированы на первичных (изготовители товаров, дистрибьюторы, дилеры и др.) и вторичных (перевозчики, экспедиторы и т.д.). Вторичные участники Л.к. могут не иметь права собственности на товары (грузы), находящиеся в их оперативном управлении. Рассматриваемая классификация является нечеткой, поскольку, напр., перевозчик по закону имеет залоговое право на грузы. Л.к. характеризуется кол-вом эшелонов (уровней), которое в зарубежной спец. литературе называется длиной канала. В условиях рыночной экономики потребитель имеет возможность самостоятельно выбирать участников канала, которые по совокупности к.-л. критериев наиболее соответствуют его требованиям. После того как выбор завершен, Л.к. превращается в логистическую цепь. Следует отметить, что как за рубежом, так и в России некоторые авторы не проводят различия между Л.к. и логистической цепью и используют оба эти термина и их синонимический ряд (см. выше) в одном и том же значении.

ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (logistics process)

упорядоченная на оси времени последовательность логистических операций, направленная на обеспечение потребителя продукцией соответствующего ассортимента и качества в нужном кол-ве в требуемое время и место. Формой существования Л.п. может быть, напр., перевозочный процесс, технол. процесс грузопереработки на складе, процесс снабжения пром. пр-тия сырьем и материалами и т.п. Л.п. характеризуется след. осн. параметрами: а) управляющие воздействия (напр., инструкции, приказы, цены на продукцию, тарифы транспортные); б) воз-мущающие воздействия, нарушающие функциональную связь между управляющими воздействиями и выходными переменными; могут быть внеш. и внутр. (недопоставка, нарушение сроков доставки, искажение или запаздывание управляющего воздействия и т.п.); в) выходные переменные или регулируемые величины, т.е. параметры, достижение которых является целью Л.п. (напр., доходы транспортного предприятия от перевозок, уровень надежности снабжения и т.д.). Выходная переменная оценивается по нек-рому критерию оптимальности. Отклонение фактического значения выходной переменной от требуемого значения можно оценить с помощью ф-ции потерь. Л.п. является оптим., если матем. ожидание ф-ции потерь обращается в минимум. В реальных условиях выходная переменная так или иначе влияет на управляющие воздействия, т.е. осуществляется обратная связь. На практике моделью математической Л.п. в ряде случаев с той или иной степенью точности можно рассматривать, напр., марковский процесс с дискретными состояниями и непрерывным временем (мн-во состояний процесса конечно или счетно; процесс переходит из одного состояния в др. скачкообразно под влиянием потоков однородных событий). Л.п. может быть описан с помощью блок-схемы, на которой в виде условных обозначений показаны типы операций, технол. режимы, средства техн. оснащения, материальные и трудовые затраты; в виде технологической карты, маршрутной карты и т.п.

ЛРП, СИСТЕМА ЛРП (LRP, Logistics Requirements Planning)

система планирования и координации материальных потоков на уровне пр-тия, фирмы, территориально-производственного комплекса и т.п. Система ЛРП обеспечивает интегрированный подход к управлению запасами производственными и запасами товарными; прогнозирование спроса на перевозки, определение оптим. коэффициента звенности товародвижения и т.п. В системе ЛРП широко используются пакеты прикладных программ, применяемые в рамках систем МРП и ДРП.

ЛЮМПСУМ (lumpsum)

провозная плата, взимаемая аккордно за все судно безотносительно к фактическому кол-ву перевозимого груза. Оплата Л. обычно практикуется в случаях, когда перевозится разнохарактерный груз, массу и кубатуру которого заранее трудно определить, либо когда фрахтователи не могут гарантировать использование грузоподъемности или грузовместимости судна. Оговариваемая в таких случаях в рейсовом чартере сумма фрахта выплачивается судовладельцу полностью независимо от того, какое кол-во груза фактически погружено на судно.