Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения


Кафедра системного анализа и логистики

Специализированный словарь логиста

«В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов, потому что в русскую жизнь вошло множество иностранных понятий и идей. Подобное явление не ново... Изобретать свои термины для выражения чужих понятий очень трудно, и вообще этот труд редко удается. [...] »

Белинский В. Г.

Но Вам этого делать и не придется!

Предлагаем Вашему вниманию cпециализированный словарь логиста, благодаря которому Вы сможете с легкостью определиться с любым термином.

Настоящий словарь представляет собой систематизированный пласт понятий и терминов, который сформировался в русском языке в связи с бурным развитием в России рынка логистики.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

НАВИГАЦИОННЫЙ ПЕРИОД (navigation period)

календарное время, в течение которого эксплуатируются суда флота речного. Определяется с момента выхода судов с зимнего отстоя до постановки их на следующий зимний отстой. Длительность Н.п. для отдельных пароходств исчисляется как средняя величина календарного времени работы судов в году в сутках. По самоходному флоту определяется делением сило-суток в эксплуатации на мощность судна, по несамоходному флоту - делением тоннаже-суток в эксплуатации на тоннаж судна.

НАГРУЗКА ВАГОНА (static and/or dynamic loading of freight car)

показатель степени использования грузоподъемности (см. Грузоподъемность подвижного состава (средства транспорта) и вместимости вагона в зависимости от перевозимых грузов и дальности их транспортировки. Различают стат. и дин. Н.в. Стат. Н.в. - кол-во груза (в тоннах), погруженного в вагон. Средняя статистическая нагрузка вагона определяется делением массы погруженных грузов на кол-во вагонов. Дин. нагрузка вагонов рабочего парка - кол-во грузов в тоннах, приходящееся в среднем на грузовой вагон рабочего парка на всем пути следования; вычисляется путем деления грузооборота нетто эксплуатационного на общий пробег грузовых вагонов рабочего парка. Дин. нагрузка груженого вагона характеризует среднюю загрузку груженого вагона на всем пути следования и рассчитывается путем деления грузооборота нетто эксплуатационного на пробег груженых вагонов рабочего парка. См. также. Пробег подвижного состава (средства транспорта).

НАЦЕНКА, НАДБАВКА, НАКИДКА (markup)

1) часть стоимости реализуемой продукции, представляющая собой специфический вид цены за услуги посредника по реализации продукции, ее подготовке к потреблению производственному и т.п.; 2) увеличение цены, связанное с внесение потребителем изменений в принятый к исполнению заказ; 3) часть страхового тарифа, используемая для покрытия расходов, связанных с проведением страховых операций. Рисковая Н. используется для создания страхового фонда для выплат по операциям, риск которых превышает ср. уровень; 4) часть грузовых тарифов.

НАДЕЖНОСТЬ СНАБЖЕНИЯ (reliability of supply)

гарантированность обеспечения потребителя нужными ему ресурсами материальными в течение заданного промежутка времени, вне зависимости от могущих возникнуть недопоставок, нарушений сроков доставки и т.п. Задача расчета надежности снабжения решается с применением методов теории вероятностей, теории надежности, массового обслуживания теории и др. В самом общем виде Н.с. рассчитывается как разность 1 - Ротк(0, где Ротк(t) - вероятность отказа в удовлетворении заявки потребителя. Н.с. в одноканальной логистической системе ("одно комплектующее изделие - один поставщик"; невыполнение хотя бы одним из этих поставщиков основных своих договорных обязательств приводит к простою производства у потребителя) п может быть вычислена по формуле Р = П (1-Ротк (t)), где р!,™ (О - вероятность отказа со стороны 1-ro поставщика. Н.с. в логистических системах с избыточными структурами (по всем видам комплектующих изделий, кроме основного поставщика, имеется поставщик-дублер) может быть вычислена по формуле: п Р = 1 - П (1-Pi), где pi - надежность 1-ro поставщика. В более сложных моде- 1 = i лях надежности снабжения учитываются также зависимости между отказами (напр., имеется ли некоторый случайный фактор, могущий повлиять на надежность всех поставщиков одновременно), виды взаимодействия логистических каналов в случае отказа одного из них (все или только часть свободных в данный момент каналов переключаются на выполнение необслуженной заявки; происходит ли прерывание выполнения текущей заявки и переключение занятого канала на выполнение необслуженной приоритетной заявки и т.д.) и другие факторы.

НАКЛАДНАЯ (materials issue ticket; consignment note; waybill)

документ бухгалтерского учета (форма N 87), которым оформляется выдача и прием товарно-материальных ценностей. Содержит полное наименование орг-ции (пр-тия), выдавшей ее; дату и номер, сведения об отпущенных (принятых) товарно-материальных ценностях; подписи ответственных лиц и т.д. Внутреннее перемещение товарно-материальных ценностей оформляется спец. Н. (форма N 26). Ср. у А. Солженицына: "В кладовой... затеяли разговор: кто-то выругал инструмент, кто-то снабжение, кто-то планирование. Исаак и рта не открыл при этом, выписывал себе накладные химическим карандашом" ("В круге первом", глава 54)

НАЛОГ НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ДОРОГ, ДОРОЖНЫЙ НАЛОГ (highway-user tax; road tax)

ден. сумма, отчисляемая в бюджет в виде надбавки к цене горюче-смазочных материалов, сбора за получение водительских прав, налога на приобретение автомобиля (зависит от массы автомобиля и/или мощности двигателя) и т.п. Используется при формировании дорожного фонда.

НАМСО, ОРГАНИЗАЦИЯ ПО ВОПРОСАМ СНАБЖЕНИЯ НАТО (NATO Maintenance and Supply Organization, NAMSO)

создана в 1958 г. по предложению США и в соответствии с резолюцией Совета НАТО. Членами НАМСО (данные 1996 г.) являются 15 стран-членов НАТО (кроме Исландии); годовой бюджет 500 млн. долл. Цель НАМСО - обеспечение логистической поддержки военной техники, находящейся на вооружении НАТО, как в мирное, так и в военное время; координация работ по формированию заказов пр-тия оборонной пром-сти по более чем 30 видам военной техники, орг-ция хранения и доставки военной техники заказчикам. Высший орган НАТО - Совет директоров, включающий председателей стран-членов НАТО, представителя Генерального секретаря НАТО и представителя Командующего объединенными силами НАТО в Европе; имеются два постоянных комитета (логистики и фин.). Исполнительный орган НАМСО - Агентство по снабжению (NAMSA). Штаб-квартира НАМСО находится в г. Капеллен (Люксембург).

НАРЯД (order)

акт на поставку, задание поставщику обеспечить поставку продукции в указанном ассортименте, кол-ве и в требуемые сроки. Поставщику выдается либо Н. с указанием конкретного потребителя, либо групповой Н. с указанием фондодержателя. Н. служит основанием для выдачи разнарядки. Сроки выдачи Н. предусмотрены в условиях поставки и в др. нормативных актах.

НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ (National Association of Purchasing Management)

основана в 1915 г. (до 1968 г. - Нац. ассоциация агентов снабжения); 45 - штатных сотрудников, 37 000 индивидуальных членов. Цель Ассоциации - содействие подготовке специалистов по управлению закупками. Ассоциации предоставлено право аттестации специалистов и присвоения звания "Сертифицированный менеджер по закупкам". Периодические издания: "International Journal of Pur-chasing & Materials Management" и др. Штаб-квартира Ассоциации в шт. Аризона (США).

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД (National Institute of Government Purchasing)

основан в 1944 г., 2000 коллективных членов (агентств и фирм в США и Канаде, осуществляющих закупки товаров для гос. нужд). Задачи Института - содействие подготовке и сертификации специалистов в области закупок для гос. нужд, участие в подготовке законодательных актов по соответствующим вопросам, совершенствование организационно-экон. основ закупочной деятельности по государственным заказам. Периодические издания: "NIGP Technical Bulletin" и др. Штаб-квартира Института в г. Рестоне, шт. Виргиния (США).

НАЧАЛЬНО-КОНЕЧНАЯ ОПЕРАЦИЯ, СТОЯНОЧНАЯ ОПЕРАЦИЯ (terminal operation)

применяемый при формировании тарифных схем термин, включающий различные логистические операции в месте отправления и в месте назначения груза (погрузка, разгрузка, взвешивание и т.д.).

НЕДОБОР (undercharge)

результат неправильного применения тарифов и ошибок при расчете провозной платы; сумма, недоплаченная за перевозку. Если Н. превышает определенную сумму, то он подлежит взысканию с грузоотправителя (грузополучателя).

НЕДОГРУЗ (underloading)

неполное использование грузоподъемности подвижного состава (средства транспорта) и/или грузовместимости транса средства. За Н. виновная сторона (.грузоотправитель, экспедитор и т.д.) уплачивает штраф. М.б. законодательно предусмотрено освобождение виновной стороны от ответственности за Н. при условии восполнения допущенного недогруза в течение определенного периода времени (обычно - текущей декады) и в некоторых др. случаях. Н. также называется неполное использование объема и/или грузоподъемности тары (контейнера и т.п.).

НЕДОПОСТАВКА (underdelivery)

поставка продукции в меньшем кол-ве, чем предусмотрено договором поставки или принятым к исполнению нарядом на данный период. Кол-во продукции, недопоставленное поставщиком или невыбранное потребителем в определенном периоде, подлежит восполнению соответственно в след, периоде. По продукции, не распределенной в плановом порядке, восполнение производится в пределах срока действия договора. Восполнение Н. производится в номенклатуре того периода, в котором она допущена. Восполнение Н. др. наименованием, входящим в данную номенклатуру промышленной продукции, допускается с согласия потребителя.

НЕДОСТАЧА (materials missing, short delivery)

несоответствие между кол-вом товарно-материальных ценностей, указанным в карточках складского учета, перевозочных документах, и фактическим наличием их. Н. устанавливается при инвентаризации или оперативной проверке путем взвешивания, обмера, поштучного счета фактического наличия и сопоставления с данными документов. Основными причинами Н. материалов являются: естественная убыль при хранении и транспортировке; отгрузка или отпуск готовой продукции в меньших кол-вах, чем указывается в документах; несоблюдение установленных правил хранения; хищения и др. Н. в пределах норм естественной убыли или вследствие стихийных бедствий списывается на издержки обращения или произ-ва. В др. случаях стоимость Н. товарно-материальных ценностей относится в установленном порядке на виновных лиц. При обнаружении Н. составляется акт коммерческий (в определенных случаях) или акт общей формы. Последний составляется получателем продукции с участием поставщика или перевозчика, а в случае их отказа - комиссией, образуемой покупателем.

НЕКОНДИЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ (substandard product)

продукция, не отвечающая требованиям стандартов, техн. условий или образцам, которая не может быть доведена до установленной кондиции, но пригодна для использования в нар. хоз-ве.

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ (intangible assets)

применяемое в системе нац. счетов понятие, включающее имущество, не имеющее вещественной формы, но приносящее доход (промышленная собственность, хозяйственные связи, франшиза и т.д.). Порядок отражения Н.а. в бухгалтерском балансе определяется пп. 56-57 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N34н.

НЕОТФАКТУРОВАННЫЕ ПОСТАВКИ (unbilled deliveries)

поставки товаров и средств произ-ва, на которые от поставщика не поступили счета-фактуры или заменяющие их документы

НЕПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ (dead expenses)

затраты и потери, возникающие вследствие недостатков в орг-ции произ-ва и обращения, стихийных бедствий и др. Н.п. включают потери от брака, убытки от списания недоамортизо-ванных основных фондов, недостачи на складах, потери от засылки и утраты грузов, потери сверх норм естественной убыли при хранении и транспортировке товаров, штрафы за сверхнормативный простой трансп. средств, убытки от стихийных бедствий и др.

НЕУСТОЙКА (penalty)

денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору при неисполнении или ненадлежащем исполнении договорных обязательств. Н. может быть установлена в виде твердой суммы дополнительного платежа, в % к сумме неисполненного обязательства. Разновидностями Н. являются штраф и пеня. Стороны договора поставки вправе повысить размеры Н. (договорная Н.). В отдельных случаях с виновной стороны могут быть взысканы убытки в полной сумме сверх Н. (кумулятивная Н.), напр, при поставке продукции производ-ственно-техн. назначения ненадлежащего качества. Для взыскания Н. установлены сокращенные сроки исковой давности.

НЕФТЕБАЗА (oil terminal)

комплекс сооружений и объектов, осн. из которых являются: резервуарный парк, состоящий из подземных, полуназемных и наземных баков для раздельного хранения темных и светлых нефтепродуктов и масел; приемные и раздаточные устр-ва; сеть трубопроводов, котельная, водопровод для целей пожарной защиты и др. Резервуары могут быть цилиндрическими (вертикальными и горизонтальными), сферическими, прямоугольными и др. Для приема нефтепродуктов с железной дороги к Н. обычно прокладывают подъездной путь. Для перекачки нефти с Н. на танкер или приема нефти из танкера на Н. вдоль причала прокладывают трубопровод с рядом приемо-раздаточных колодцев. Производительность и темпы погрузки-разгрузки зависят от транспортной характеристики перекачиваемого нефтепродукта и мощности насосных установок.

НЕХОДОВАЯ ПРОДУКЦИЯ (slow mover)

продукция ограниченного спроса, медленно оборачивающаяся на складе или в торговом предприятии; продукция группы С. Запасы Н.п., вообще говоря, выгоднее хранить на центральном складе. Однако одна и та же продукция, напр., в зависимости от региона или времени года, может одновременно входить и в группу С и в группу А (ходовая продукция). По этой причине иногда оказывается выгоднее выполнить заявку на Н.п. (при ее отсутствии у дилера, к которому обратился потребитель) за счет внутрисистемного отпуска, а не за счет обращения на центральный склад.

НИША (niche)

сегмент рынка (совокупность потребителей, характеризуемая однотипной реакцией на предлагаемую продукцию), контролируемый данным поставщиком, в рамках которого он является ведущим.

НОВЫЕ ВИДЫ СЫРЬЯ И МАТЕРИАЛОВ (new raw materials)

впервые применяемые природные, искусственные, а также природные с искусственно измененными свойствами сырье и материалы, удовлетворяющие новые потребности произ-ва. Экон. эффект применения Н.в.с. и м. отражается через след. показатели: кол-во дефицитных материалов, высвобожденных в данном произ-ве в результате их замены; ден. экономия, полученная в результате замены; коэф. эффективности замены (относительный показатель, показывающий, во сколько раз применение Н.в.с. и м. выгоднее, чем традиционных). Второй из названных показателей может быть как положительным, так и отрицательным. Повышение себестоимости продукции за счет применения Н.в.с. и м. обычно компенсируется повышением качества и ресурса продукции, т.е. экон. эффект реализуется не у изготовителя, а у потребителя данной продукции.

НОРМА ЗАКАЗНАЯ (minimum order size)

мин. кол-во продукции, принимаемое поставщиком к произ-ву по одному заказу. Величина Н.з. определяется технико-экономическими параметрами произ-ва. За выполнение малотоннажных и мелкопартионных заказов потребители производят доплату к оптовым ценам. Укрупнение мелкопартионных заказов до Н.з. могут осуществлять различные посредники, организующие складские поставки на межрайонные подсортировочные базы.

НОРМА ТРАНЗИТНАЯ (carload; truckload; minimum quantity shipped)

мин. масса груза, принимаемого к перевозке транспортом общего пользования или иным перевозчиком. Н.т. зависит от грузоподъемности подвижного состава (средства транспорта) и вида продукции.

НОМЕНКЛАТУРА КАЛЬКУЛЯЦИОННЫХ СТАТЕЙ РАСХОДОВ (manufacturing and distribution costs list)

перечень издержек произ-ва и сбыта товарной продукции, работ и услуг по статьям калькуляции. Каждая статья номенклатуры определяет вид затрат по их целевому назначению и отношению к технол. процессу произ-ва. Группировка затрат по калькуляционным статьям расходов определяет, сколько и каких расходов произведено не только на изготовление и сбыт всей товарной продукции, но и отдельного ее вида, выполненной работы и оказанной услуги. В пром-сти установлена след, типовая номенклатура калькуляционных статей расходов: сырье и материалы; возвратные отходы (вычитаются); покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних пр-тий и орг-ций; топливо и энергия на технол. цели; основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих; отчисления на социальное страхование; расходы на подготовку и освоение произ-ва; расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; цеховые расходы; общезаводские расходы; потери от брака; пр. производственные расходы; внепроизводственные расходы. Все расходы без внепроизводственных составляют производственную себестоимость, а с включением внепроизводственных - полную себестоимость продукции.

НОМЕНКЛАТУРА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ (manufactured products range)

систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении. Н.п.п. содержит принятые в учете ед. измерения и установленные органами гос. ст-ки коды (шифры) позиций, применяемые при автоматизированной обработке информации.

НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ (rates of natural loss)

разработанные на научной основе и утвержденные в установленном порядке предельные объемы потери массы или объема перевозимых грузов или складируемых товарно-материальных ценностей под воздействием естественной убыли (усушка, утруска и др.), за которые перевозчик, торговое пр-тие или склад не несет ответственности. Н.е.у. обычно зависят от расстояния перевозки, кол-ва перевалок, вида тары, времени года и исчисляются отдельно по каждому виду транспорта, участвующему в перевозке. Установленные в % к товарообороту Н.е.у. являются предельными величинами и относятся на издержки обращения; потери сверх Н.е.у. относятся на материально ответственных лиц; списываются при инвентаризациях. В страховании и претензионно-исковой работе Н.е.у. могут использоваться для определения страховой стоимости грузов и товарно-материальных ценностей при наступлении страхового случая. При наступлении страховых случаев на складе размер естественной убыли может исчисляться в % к отпущенной продукции за межинвентаризационный период и к остаткам (продукции) на конец инвентаризационного периода с учетом гарантийного срока хранения. Н.е.у. не применяются при наличии признаков хищения, баратрии и др. При включении в условия страхования ответственности за недостачу применяется франшиза или недостача уменьшается с учетом Н.е.у.

НОРМЫ ПОГРУЗКИ-ВЫГРУЗКИ (loading/unloading standard rates)

нормы времени на выполнение погрузочно-разгрузочных работ (loading/unloading standard rates) - условия, определяющие кол-во ед. массы или объема груза, подлежащих погрузке-выгрузке за ед. времени. Регулируются разл. нормативными актами (см. Единые нормы выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы. М.: Транспорт, 1977) или на договорной основе. Устанавливаются раздельно для механизированного и немеханизированного способов погрузки-выгрузки и в зависимости от грузоподъемности подвижного состава (средства транспорта) и его типа. Н.п.-в. для грузов негабаритных устанавливаются по соглашению сторон. Н.п.-в. на разл. видах транспорта общего пользования имеют свою специфику. Напр., на морском транспорте Н.п.-в. могут устанавливаться в целом для судна или на каждый рабочий люк, фиксироваться в чартерах в ед. массы или объема за час, рабочий день, сутки; либо оговариваться, что грузовые операции должны производиться по обычаям портов. Время, связанное с грузовой обработкой судов, может определяться также по судо-часовым нормам (кол-во погруженного или выгруженного из судна груза в течение часов общего времени его грузового обслуживания). Судо-часовые нормы подразделяются на общие и специальные и устанавливаются с учетом конструкции и грузоподъемности судов, рода перевозимого груза и его упаковки, техн. оснащения и грузооборота причала. На автомобильном транспорте в основные Н.п.-в. также включено время, необходимое для маневрирования автомобилей и оформления перевозочных документов. В доп. Н.п.-в. включено время на взвешивание и перевешивание груза, обмер объема, пересчет грузовых мест и т.д.

НОРМЫ ПРОСТОЯ (free time standards; free time stipulated for loading/unloading)

время, в течение которого с подвижным составом (средством транспорта), прибывшим к месту погрузки-выгрузки, должны быть выполнены необходимые грузовые и техн. операции. Н.п. регламентируются правилами перевозок и др. нормативными актами, действующими на соответствующих видах транспорта общего пользования. На морском транспорте Н.п. устанавливаются в виде сталийного времени; за досрочное освобождение судна из-под грузовых операций фрахтователь получает от судовладельца диспач. При всех обстоятельствах грузоотправитель (грузополучатель) за задержку трансп. средства под погрузкой-выгрузкой несет имущественную ответственность перед перевозчиком, если не докажет, что эта задержка произошла не по его вине.

НОРМЫ РАСХОДА (rate of use; usage rate)

макс, допустимое кол-во сырья, материалов, топлива, расходуемое на изготовление ед. продукции установленного качества, выполнение технол. операций и т.д. Н.р. могут быть классифицированы, напр., по степени детализации (сводные и специфицированные), по объекту нормирования (пооперационные, подетальные, поиздель-ные, поузловые) и т.д. В общем виде Н.р. определяются как сумма чистого веса изделия (или веса материала, входящего в его состав) и величины отходов произ-ва и пр. потерь. Н.р. используются при прогнозировании потребности в продукции производственно-техн. назначения. К числу важнейших показателей прогрессивности норм расхода относятся повышение коэф. использования материалов и снижение материалоемкости продукции.

НЭТ-ТЭРМЗ (net terms)

условие фрахтования судна, по которому оно считается свободным от расходов по погрузке и выгрузке грузов. Обычно вместо условия Н.-т. употребляется условие ФИО