Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения


Кафедра системного анализа и логистики

Специализированный словарь логиста

«В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов, потому что в русскую жизнь вошло множество иностранных понятий и идей. Подобное явление не ново... Изобретать свои термины для выражения чужих понятий очень трудно, и вообще этот труд редко удается. [...] »

Белинский В. Г.

Но Вам этого делать и не придется!

Предлагаем Вашему вниманию cпециализированный словарь логиста, благодаря которому Вы сможете с легкостью определиться с любым термином.

Настоящий словарь представляет собой систематизированный пласт понятий и терминов, который сформировался в русском языке в связи с бурным развитием в России рынка логистики.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

БАЗИСНЫЕ УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ (basic terms of delivery)

признанные в междунар. практике условия поставки, применяемые при заключении договоров купли-продажи, договоров поставки и т.п. Б.у.п. определяют осн. права и обязанности поставщика и потребителя при распределении издержек транспортных, место и время перехода рисков; место поставки, правила выполнения таможенных формальностей; сторону, несущую расходы по разгрузке, и т.п. В действующую редакцию словаря "Инкотермс" включены след. Б.у.п., разделенные на 4 категории (приведены принятые в "Инкотермс" англоязычные аббревиатуры; в скобках - используемые в России аббревиатуры): "Е" - один термин - EXW - франко-завод (ФРЗ или EXB); "F" - три термина - FAS - франко вдоль борта судна (ФАС), FCA - франко-перевозчик (ФРП или ФСА), FOB - франко-борт судна (ФОБ); общим для категории "F" является обязанность поставщика передать товар перевозчику, указанному потребителем; "С" - четыре термина - CFR - стоимость и фрахт (КАФ или СФР), CIF - стоимость, страхование и фрахт (СИФ), СРТ - перевозка оплачена до места назначения (ПРО или СПТ), CIP - перевозка и страхование оплачены до места назначения (ПСО или СИП), общим для категории "С" является обязанность поставщика заключить договор перевозки, не принимая на себя риск утраты груза или повреждения груза; "D" - пять терминов - DAF - франко-граница (ФРГ или ДАФ), DES - поставлено с судна (порт назначения) (ПСС или ДЕС), DEQ - поставлено с причала (порт назначения) (ПСП или ДЕК), DDP - франко (место назначения), сборы оплачены (ФОП или ДДП), DDU - франко (место назначения), сборы не оплачены (ФНО или ДДУ). Общим для категории "D" является обязанность поставщика принять на себя расходы и риски, связанные с доставкой товара в страну назначения. Детализация Б.у.п. в части времени погрузки (выгрузки), норм простоя и т.п. содержится в договорах перевозки и в чартерах.

БАЗОВОЕ ИЗДЕЛИЕ (basic product)

изделие, которое является осн. обязательной составной частью ряда изделий, отличающихся друг от друга выполняемой служебной ф-цией и конструкцией нек-рых составных частей.

БАЛАНС ВВОЗА И ВЫВОЗА ГРУЗОВ (inbound and outbound cargoes balance)

система показателей статистики транспорта, определяющая по отдельным пунктам и р-нам отправление, прибытие и внутрирайонные перевозки грузов. Характеризует экономику р-нов, позволяет определить их производственную базу и потребность в перевозках (р-ны вывоза или ввоза, произ-ва или потребления). Б.в. и в.г. разрабатывается на основе данных порайонных (внутритерриториальных) и межрайонных перевозок всех грузов и отдельных грузов, имеющих важное значение в экономике района. Оценивается как положительный, если объем отправления (вывоза) превышает объем прибытия (ввоза) - обозначается знаком "+", и как отрицательный, если объем отправления (вывоза) меньше объема прибытия (ввоза) обозначается знаком "-".

БАЛАНСЫ МАТЕРИАЛЬНЫЕ (material balances)

балансы конкретных видов сырья, материалов, топлива, оборудования и др., характеризующие ресурсы тех или иных видов продукции по источникам их формирования и распределение ресурсов по осн. направлениям их использования. Составляются, как правило, в натуральном выражении. Для изучения сложившихся межрегиональных связей используется ряд показателей, в т.ч. коэф. встречных перевозок, коэф. вывоза продукции, коэф. ввоза продукции, коэф. обеспеченности р-на собственными ресурсами.

БАЛЛАСТНЫЙ БОНУС (ballast bonus)

доп. единовременная сумма, которую фрахтователь соглашается заплатить судовладельцу сверх арендной платы при фрахтовании в тайм-чартер, если судну предстоит значительный балластный переход из последнего порта разгрузки в пункт приемки в тайм-чартер.

БАЛТИЙСКИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОРСКОЙ СОВЕТ, БИМКО (Baltic and International Maritime Council, BIMCO)

междунар. неправительственная орг-ция по вопросам морского судоходства (до 1985 г. - Балтийская и междунар. морская конференция), созданная в 1905 г.; 47 штатных сотрудников; члены в 112 странах, в т.ч. в России. В спец. литературе используется главным образом ее сокращенное англоязычное наименование. Рабочий язык БИМКО - англ. В БИМКО три категории членов - судовладельцы, брокеры и клубы (ассоциации по вопросам фрахта, судебной защиты и др.). Высший орган БИМКО - общее собрание - собирается один раз в два года. Руководящий орган - совет директоров. БИМКО занимается унификацией перевозочных документов (им разработаны разл. проформы чартеров, свыше 20 коносаментов, форма букинг-ноты и др.), морской судоходной политикой (разл. вопросы использования Мирового океана) и информационной деятельностью. Периодические издания: "BIMCO Weekly News" и др. Штаб-квартира БИМКО в Дании.

БАРАТРИЯ (barratry)

преднамеренный ущерб, нанесенный судну или грузу капитаном или командой судна без ведома судовладельца, а также др. незаконные действия, причинившие ущерб судовладельцу или грузовладельцу. К актам Б. относятся: хищение груза капитаном или командой, умышленное потопление судна либо посадка его на мель, оставление судна в море экипажем, девиация, провоз контрабанды с целью личного обогащения членов экипажа судна и др. Риск. Б. покрывается морским страхованием.

БАРТЕРНАЯ СДЕЛКА (barter)

разновидность встречной торговли; обменивается определенное кол-во продукции на эквивалентное по стоимости кол-ва др. продукции без использования механизма валютно-финансовых отношений. В междунар. торговле уд. вес Б.с. относительно невелик, однако во внеш. и внутр. торговле ряда развивающихся стран Б.с. играют заметную роль. В целях совершенствования правовых основ внешнеторговых Б.с. Президент РФ 18 августа 1996 г. подписал Указ N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок". Указом предусмотрено, что с 1 ноября 1996 г. экспорт товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности в рамках Б.с. может быть осуществлен только после оформления паспорта Б.с. Паспорт Б.с. оформляется Министерством внешнеэкономических связей РФ либо уполномоченными им органами. Таможенное оформление товаров, перемещенных через таможенную границу РФ в счет исполнения Б.с., осуществляется при условии представления в таможенные органы РФ паспорта Б.с.

БЕЗБУМАЖНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОФОРМЛЕНИЯ ПОСТАВОК (paperless purchasing)

фиксирование обязательств по поставкам, предполагающее сведение к минимуму документооборота на бумажных носителях. Информационный поток между поставщиками и потребителями существует в форме электронных документов. На современном этапе развития информатики Б.т.о.п. в строгом смысле этого термина пока отсутствует, т.к. нек-рое кол-во бумажных документов (напр., графиков поставок) используется даже в наиболее компьютеризированных логистических системах.

БЕЗДОКУМЕНТНЫЙ ГРУЗ (astray freight; unascertained goods; undeliverable cargo)

груз, обнаруженный на складе или на транспортном средстве, не имеющий перевозочных документов, принадлежность которого установить не удалось. Реализация Б.г. осуществляется по ценам, определяемым спец. комиссиями в составе представителей перевозчика; орг-ции, покупающей Б.г.; местных торговых и фин. органов.

БЕЗЛИМИТНОЕ СНАБЖЕНИЕ (non-rationed distribution)

обеспечение потребителей продукцией производственно-технического назначения без ограничения кол-ва в соответствии с потребностью в ней и фин. возможностью потребителя. Осуществляется по прямым хозяйственным связям пр-тий между собой, а также с органами материально-технического обеспечения. В годы экономики административно-командного типа термин "Б.с." использовался как антоним термина "снабжение по лимитам и фондам".

БЕЗНАРЯДНЫЙ ОТПУСК (unauthorised shipment)

реализация продукции, распределявшейся в плановом порядке, потребителю, которому данная продукция в плановом периоде не была выделена, а также использованием пр-тием-изготовителем продукции для собственных нужд или на промышленную переработку сверх выделенных фондов. В 1987 г. орг-циями Госснаба СССР было получено 46 млн. 301 тыс. руб. в виде штрафов за Б.о., или 4,54% всех взысканных ими штрафов.

БЕЗОПАСНЫЙ ПОРТ (safe port)

понятие, обычно применяемое в чартерах, с помощью которого определяется сторона, на которую возлагается ответственность за ущерб, причиненный в порту судну и/или грузу. Чтобы быть признанным безопасным, порт должен удовлетворять трем условиям безопасности: быть безопасным в навигационном, т.е. физ., смысле, в политическом отношении (отсутствует риск задержания судна или груза, повреждения или захвата в связи с операциями военного характера), а также безопасным для груза, который судно перевозит или предполагает перевезти. Порт должен быть безопасным во всех трех отношениях не вообще, а именно тогда, когда там находится судно. Б.п. - это место, куда судно может войти и откуда оно может выйти в груженом состоянии без ущерба для себя и перевозимого груза. Порт может быть, напр., признан небезопасным в физ. смысле, если в нем по к.-л. причинам вышло из строя навигационное оборудование или в нем не оказалось буксиров для швартовых операций, необходимых в данном порту судну данного класса, и т.п. Судовладелец вправе отказаться от направления судна в небезопасный порт.

БЕЗОТХОДНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (waste-free technology; wasteless technology)

экологически чистые технол. процессы произ-ва, продукция которого, в свою очередь, должна удовлетворять требованиям защиты окружающей среды; по окончании использования может быть полностью или частично рециклирована. Б.т. позволяет повысить эффективность материальных ресурсов.

БЕРС-НОТ (berth note)

разновидность договора морской перевозки грузов, применяемого как в линейном судоходстве, так и в трамповом судоходстве. Линейные компании применяют ее в тех случаях, когда генерального груза не хватает для полной загрузки судна и оно догружается к.-л. массовым (трамповым) грузом, перевозимым не на линейных условиях, а на условиях, применяемых в чартерных перевозках. В трамповом судоходстве эта форма контракта применяется при фрахтовании судна под перевозку частичного груза. Перевозчики в таких случаях стремятся догрузить судно грузом попутным, подаваемым по возможности на том же причале, что и осн. груз. Условия договора Б.-н. аналогичны таковым для букинг-нот с той разницей, что в первом обычно оговариваются нормы погрузки-выгрузки и условия расчета сталийного времени.

БЕСПЛАТНО КАК ЗАСЛАННЫЙ (free аstray)

перевозка засланного груза в место назначения, указанное грузоотправителем, за счет перевозчика (при условии, что засылка груза произошла по вине перевозчика). Ответственность перевозчика за нарушение сроков доставки наступает в установленном законом порядке.

БЕСПЛАТНЫЙ ОБРАЗЕЦ (free sample)

экземпляр материальной продукции, подлежащий безвозмездной передаче потенциальному покупателю. Обычно имеет соответствующую маркировку (напр., not for sale - не для продажи).

БИРЖА (commodity exchange; stock exchange)

регулярная форма оптовой торговли продукцией производственно-технического назначения (Б. металлов и др.), товарами и изделиями народного потребления (напр., хлебная Б.), продажи ценных бумаг и т.п. Значительную роль на бирже играет институт посредников (дилеров и др.). Характерной особенностью биржевых сделок является их заключение не по реальным товарам. Сделки имеют срочный характер (как правило, не менее чем 6 мес.). В 80-е гг. сложился мировой рынок фьючерсных фрахтовых сделок, центром которого является Балтийская междунар. фрахтовая Б. (Baltic International Freight Futures Exchange, BIFFEX). Эта Б. регулярно публикует фрахтовые индексы, рассчитываемые на основе анализа фрахтовых ставок 15 наиболее грузонапряженных маршрутов междунар. перевозок зерна и др. массовых грузов навалочных. В России к 1914 г. было 115 Б. Первая сов. Б. создана в 1921 г. В 1929-1930 гг. Б. в СССР упразднили, затем воссоздали в начале 90-х гг. В современной России осн. направления деятельности Б. регулируются Законом РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" от 20 февраля 1992 г. и др. нормативными актами. По данным Госкомстата РФ в России на конец 1995 г. имелась 91 Б., доля ППТН в обороте которых составляла 57%.

БИРКА, ЯРЛЫК (label; tag; bin card)

1) изготовленная из фанеры, картона или др. материала бирка (форма N 27), заполняемая на каждый шифр товарно-материальных ценностей и прикрепляемая к ячейке стеллажа (товарный Я.). Ф-ции Я. в этом смысле может выполнять индикатор на жидких кристаллах (ЖК-индикатор), закрепленный у ячейки стеллажа склада, у полки с товарами в магазине самооб-служивания и т.д. Электронные Я. на ЖК-индикаторах (electronic shelf-edge label) получили широкое распространение в разл. торговых предприятиях ряда зарубежных стран. На ЖК-индикаторы по запросу покупателя, вводимого с кнопочного пульта этого индикатора, может быть выведена информация о цене продукта за ед. измерения, цене в зависимости от расфасовки и т.д. Электронные Я. обычно являются частью системы кассовых терминалов; 2) изготовленный из бумаги, винила или др. материала бланк определенной формы и размеров, прикрепленный к продукции или ее упаковке или являющийся элементом продукции (упаковки); может содержать товарный знак, наименование продукции, штриховой код, гарантийный срок хранения и т.д. Правилами розничной торговли предусмотрено применение вкладных Я. (для товаров, фасуемых в магазине), на которых указывается дата фасовки, фамилия (номер) фасовщика, наименование и сорт, масса нетто, стоимость (с упаковкой). Демонстрационные образцы радиотоваров должны иметь Я., в которых приводятся также их осн. техн. данные; 3) бирка, прикрепляемая к зарегистрированному багажу.

БЛОКИРОВКА (ОБСЛУЖИВАНИЯ) (blocking)

прекращение или замедление процесса обслуживания требований в массового обслуживания системе, связанное с выходом из строя канала или каналов обслуживания, с превышением предельно допустимых очереди величины и/или времени ожидания и т.п. Напр., на складе Б. может иметь место при поломке крана-штабелера; при выходе из строя факсимильного аппарата, по которому принимаются требования; невозможности выполнить срочный заказ в необходимые заказчику сроки (в последнем случае может произойти потеря требования) и т.д.

БОДМЕРЕЯ (bottomry)

заем под залог судна, фрахта и груза, получаемый за счет их владельцев капитаном судна в случаях крайней необходимости в ден. средствах для завершения рейса. В наст. время Б. встречается редко, поскольку современные возможности связи позволяют капитану получить необходимые ему средства, не прибегая к залогу. Осуществление Б. нецелесообразно еще и потому, что проценты по этому виду займа значительно выше процентов по обычному займу.

БОНДОВЫЙ СКЛАД, ЗАЛОГОВЫЙ СКЛАД (bonded warehouse)

склад, на котором находятся принятые на ответственное хранение товары, облагаемые акцизными сборами и разл. налогами. Местные власти, как правило, пользуются залоговым правом на хранящиеся товары в обеспечение причитающихся платежей. В США склады подобного типа называются internal revenue bonded warehouse;

БОРТОВАЯ ПЕРЕВАЛКА, ОВЕРСАЙД-ДЕЛИВЕРИ (overside delivery)

перевалка грузов с одного судна на др. по варианту "борт-борт". Обычно в чартерах делается оговорка о праве грузополучателя принять в порту разгрузки груз непосредственно в лихтеры, минуя склады. При этом лихтеры должны принимать груз с такой скоростью, с какой судно может выдавать его.

БОЧКА (barrel; drum)

жесткая закрытая трансп. тара, изготовленная из дерева, металла, пластмассы и т.п. Корпус Б. (цилиндрической или параболической формы) имеет обручи или ребра жесткости (зиги). В Б. перевозят и хранят в осн. разл. продовольственные и хим. грузы. Наибольшее распространение получили Б. вместимостью 25, 50, 100, 150, 200 и 250 л. Грузы в Б. принимаются общим счетом мест по массе брутто. Партия грузов в Б. обычно снабжается запасной тарой на случай повреждения Б. в пути из расчета 2-5% от общего числа мест, но не менее двух Б. на четырехосный грузовой вагон. Схемы загрузки Б. в грузовые вагоны рассмотрены в § 10 раздела III Техн. условий погрузки и крепления грузов МПС.

БРАК (spoilage; rejects)

продукция, сдача (реализация) которой потребителю не допускается из-за наличия в ней дефектов. Обнаруженный на предприятии-изготовителе в процессе произ-ва, контроля или испытаний продукции Б. должен быть отделен от годной продукции. Ответственность за Б., обнаруженный при эксплуатации или потреблении продукции, несет ее изготовитель (поставщик), если его появление не вызвано нарушением условий эксплуатации. Понятие "Б." тождественно понятию "забракованные изделия", если забракованные изделия (работа) включают только дефектные. Но эти понятие не тождественны, если в партии продукции, забракованной по результатам приемочного контроля статистического, содержатся и годные изделия. В зависимости от наличия неустранимых и устранимых дефектов различают исправимый и неисправимый (окончательный) Б. Используется также понятие коммерческого Б., включающее утрату груза, засылку груза, неправильное оформление перевозочных документов, разъединение перевозочных документов и груза и др.

БРОКЕР, КУРТЬЕ, МАКЛЕР (broker)

посредник при заключении сделок между покупателями и продавцами на биржах, фрахтовых рынках и т.п., действующий от имени и за счет принципала. Б. выступают "чистыми" посредниками, т.к. обычно не имеют в своем распоряжении товаров. Вознаграждение Б. (брокераж, куртаж) обычно представляет собой определенный процент от реализованных с его помощью товаров, ценных бумаг, разл. услуг; может также выплачивается в виде фиксированной суммы.

БРОНИРОВАНИЕ (obtaining vehicle (warehouse) space; reservation)

1) закрепление за грузоотправителем всей или части грузоподъемности/грузовместимости транспортного средства и/или складских площадей по маршруту рейса. Б. складских площадей играет важную роль в интермодальных перевозках, когда передача груза с одного трансп. средства на др. производится с выгрузкой на склад; 2) закрепление за пассажиром места в трансп. средстве.

БУКИРОВКА, БУКИНГ (booking)

бронирование агентом всей или части грузовместимости судна (в последнем случае владелец судна выделяет агенту квоту от грузовместимости - т.н. аллотмент). Б. производится заблаговременно, причем грузоотправитель вправе давать ориентировочные данные о массе и габаритах отправки, однако оговариваются предельные сроки, в которые он обязан предоставить уточненные данные. В ряде случаев (перевозка грузов опасных, грузов негабаритных и др.) агент должен запросить согласие принципала. После принятия груза к пе-ревозке агент присваивает Б. порядковый номер и включает ее в спец. реестр - т.н. букинг-лист (booking list), который закрывается после исчерпания аллотмента.

БУКИНГ-НОТ (booking note)

разновидность договора морской перевозки грузов в линейном судоходстве. В отличие от фрахтового контракта, в основе которого лежат условия рейсового чартера, в основе Б.-н. лежат условия линейного коносамента. Согласно рекомендации БИМКО Б.-н. должен содержать след. осн. условия перевозки: наименование перевозчика, грузовладельца, судна (обычно с правом замены), род и кол-во груза и место его размещения (в трюме, на палубе), место отправления и место назначения, предполагаемое время погрузки, фрахтовую ставку, форму коносамента. Б.-н. может заключаться как на единичную отправку, так и на большую партию груза, перевозимую несколькими отправками в течение обусловленного срока. Б.-н. - средство заблаговременного бронирования места на судне в линейном сообщении. Б.-н. оформляется в виде двустороннего соглашения.

БУНКЕР (bin; bunker; storage bunker)

1) устр-во (в форме усеченного конуса, пирамиды и т.п.), предназначенное для хранения грузов навалочных. Груз засыпается в Б. через широкую верхнюю часть и разгружается через узкую нижнюю. Груз из Б. может подаваться на весоизмерительное и/или фасовочное устр-во. По способу установки Б. делятся на наземные, полузаземленные и подземные; по материалу, из которого они изготовлены, - на деревянные, железобетонные, металлические и смешанной конструкции; 2) помещение на водном судне для хранения топлива; 3) запас топлива на водном судне (бункерное топливо).

БЭРБОУТ-ЧАРТЕР (barebout charter)

разновидность димайз-чартера, от которого Б.-ч. отличается тем, что судно сдается в аренду без экипажа и судовладелец никакого участия в его формировании не принимает. Содержание Б.-ч. определяется ст. 213 Кодекса торгового мореплавания РФ (1999). В соответствии с п. 2 ст. 15 упомянутого Кодекса право плавания под рос. гос. флагом может быть предоставлено иностранному судну, зафрахтованному в Б.-ч. Эта форма фрахтования судов на время широко используется для осуществления фин. операций, связанных с приобретением судов в рассрочку. В этом случае Б.-ч. служит в качестве договора аренды-покупки, по которому владелец/продавец сохраняет за собой формальное право владения судном до полной выплаты фрахтователем обусловленной договором арендной платы, включающей в себя его стоимость. После этого право собственности на судно переходит к фрахтователю.

БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ (СРЕДСТВА ТРАНСПОРТА) (time budget)

система показателей, характеризующих использование грузовых вагонов и др. трансп. средств по разл. элементам оборота. Учет Б.в. водных судов ведется по двум осн. разделам: эксплуатационный период и внеэксплуатационный период. Б.в. парка локомотивов эксплуатируемого (среднесуточный) определяется делением локомотиво-часов на локомотиво-сутки и учитывается по типам тяги (электровозы, тепловозы и т.д.) в границах участков обращения локомотивов. Б.в. вагонов рабочего парка учитывается как в целом по вагонному парку, так и по элементам оборота. Он определяется в вагоно-часах путем умножения среднесуточной величины парка на число суток в рассматриваемом периоде и на 24 (число часов в сутках). Элементы оборота включают затраты времени в поездах на участках (в движении на перегонах, на промежуточных станциях); на станциях (под грузовыми и техн. операциями).

БЮРО ПО ПРОБЛЕМАМ ХРАНЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ В СТРАНАХ АСЕАН (ASEAN Food Handling Bureau)

основано в 1981 г.; 6 коллективных членов, входящих в Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Официальный язык - англ. Текущая работа ведется в разл. комитетах, подкомитетах и рабочих группах, входящих в состав Бюро. Цель Бюро - анализ каналов товародвижения в странах-членах (применительно к продовольственным товарам) и подготовка рекомендаций по их совершенствованию; формирование и ведение автоматизированных баз данных по проблемам хранения и транспортирования зерна, рыбы, фруктов, овощей, продуктов животного происхождения; содействие подготовке специалистов в соответствующих областях. Периодические издания: "ASEAN Food Handling Newsletter" и др. Штаб-квартира Бюро находится в Куала-Лумпур (Малайзия).