Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения


Кафедра системного анализа и логистики

Специализированный словарь логиста

«В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов, потому что в русскую жизнь вошло множество иностранных понятий и идей. Подобное явление не ново... Изобретать свои термины для выражения чужих понятий очень трудно, и вообще этот труд редко удается. [...] »

Белинский В. Г.

Но Вам этого делать и не придется!

Предлагаем Вашему вниманию cпециализированный словарь логиста, благодаря которому Вы сможете с легкостью определиться с любым термином.

Настоящий словарь представляет собой систематизированный пласт понятий и терминов, который сформировался в русском языке в связи с бурным развитием в России рынка логистики.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ВАГОНО-КИЛОМЕТР (car-kilometer)

показатель, характеризующий расстояния, пройденные вагонами в составе грузовых и пассажирских поездов. Рассчитывается раздельно для грузовых и пассажирских вагонов по маршрутам машиниста локомотивов как произведение кол-ва вагонов, включенных в состав поезда, и пройденного поездом расстояния. В.-к. характеризует объем работы вагонного парка, используется для исчисления качественных показателей: дин. нагрузки, среднесуточного пробега, коэф. порожнего пробега и др. В.-к. отражает издержки ж.-д. транспорта, связанные с перевозкой грузов и пассажиров.

ВАГОНООБОРОТ (freight cars turnover)

сумма прибывших на станцию и отправленных со станции вагонов за отчетный период: местных, с которыми на данной станции производились грузовые операции, и транзитных - как проходящих, так и не проходящих переработку на станции. Ед. измерения В. - физический вагон. В. определяется по данным натурных листов поездов, в которых дается пономерной перечень вагонов в поезде. В. характеризует перерабатывающую способность станции. На основе В. устанавливается классность ж.-д. станции, нормируются расходы, связанные с производством технол. операций с вагонами, определяется способ учета простоя вагонов (номерной и безномерной).

ВАГОНО-ЧАС (freight car-hour)

ед. измерения общих затрат времени грузовых вагонов в рабочем и нерабочем парках (см. Парк подвижного состава (средства транспорта)). Определяется умножением среднесуточной величины парка вагонов на число суток в отчетном периоде и на 24 (число часов в сутках). Затраты времени вагонов на станциях под грузовыми и техн. операциями (формирование и расформирование составов поездов) определяются на основе номерного или безномерного учета, а в поездах в движении на участках рассчитываются делением пробега вагонов грузового парка на участковую скорость движения поездов.

ВАЛОВАЯ ПРОДУКЦИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (gross product of material and technical supplies)

стоимостный показатель, отражающий рост стоимости средств произ-ва в процессе их обращения, не сопровождающегося увеличением их объема. Представляет собой т.н. реализованное наложение, формируемое за счет установленных скидок и надбавок к цене реализованной ППТН и предназначенное для покрытия издержек и обеспечения прибыли пр-тиям и орг-циям МТО. В.п. рассчитывается как разность между суммой выручки от реализации продукции в ценах конечного потребления и доходов спабженческо-сбытовых орг-ций и суммой стоимости продукции в оптовых цепах поставщиков и расходов по оплате продукции, транспорта и услуг связи. Величина В.п. зависит от объема и структуры реализуемой продукции, от уровня издержек обращения и др. факторов, но прежде всего от размера установленных надбавок и скидок.

ВАРИМАКС МЕТОД (varimax method)

один из методов вращения общих факторов (ортогонального преобразования) в факторном анализе, дающий ортогональное решение с простой структурой. Окончательная матрица факторных нагрузок получается с помощью ортогонального преобразования исходной матрицы нагрузок, приводящего к максимуму ф-ции.

ВАРРАНТ (warrant)

специальное складское свидетельство, состоящее из двух частей (складского и залогового) и фактически являющееся перевозочным документом. Право владения складированным товаром может быть передано др. держателю В. путем проставления на последнем передаточной надписи.

ВВОЗ В РЕГИОН (inbound freights of the region index)

кол-во грузов в целом и по родам, ввезенных к.-л. видом транспорта из др. регионов. Определяется как сумма всех ввезенных грузов из др. регионов или как разность между кол-вом всех ввезенных грузов и кол-вом грузов, ввезенных из своего р-на

ВВОЗ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ (index of inbound goods and passenger traffic of the railroad)

перевозки грузов и пассажиров, станции отправления которых находятся за пределами одной железной дороги (или на одной дороге, но перевозки следуют через участки смежных дорог), а станции назначения - на данной дороге. В. грузов учитывается по моменту их прибытия и измеряется в тоннах и тонно-кило- превышений, т.е. Д = - метрах', В. пассажиров определяется по моменту продажи билетов и выражается числом пассажиров и пассажиро-километров.

ВВОЗ-ВЫВОЗ ПРОДУКЦИИ (inbound and outbound freights of the region index)

кол-во продукции, произведенной на территории данного региона и вывезенной из него, а также продукции, поставленной в данный регион из др. регионов.

ВЕС (МАССА) НА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГРУЗООТПРАВИТЕЛЯ (said to weight)

оговорка, вносимая судовладельцем в коносамент в случаях, когда нет возможности проверить массу погруженного на судно груза либо когда у судовладельца имеются основания полагать, что масса принятого груза определена неточно. В последнем случае капитан судна, кроме внесения в коносамент указанной оговорки, должен также заявить грузоотправителю письменный протест.

ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ (substitute goods; interchangeable commodities)

товары, которые служат однородным целям и различие между которыми для данного потребителя и в данной ситуации не имеет существенного значения. Реальные связи между спросом на взаимозаменяемые товары и их предложением выражаются с помощью перекрестного коэф. эластичности. Этот коэф. показывает изменение спроса на данный товар при изменении цены на др. товар при условии, что остальные цены и доходы покупателей остаются неизменными. Если перекрестный коэф. эластичности равен нулю, то товары не являются взаимозаменяемыми.

ВИДЕОТЕКС (videotex)

система доступа к автоматизированным базам данных на основе использования телефонных каналов, бытовых телевизионных приемников и клавиатуры. Эти устройства в сочетании позволяют создавать локальные терминалы, или абонентские пункты, имеющие доступ к коммерческим автоматизированным базам данных как по физическим каналам связи, так и посредством искусственных спутников земли. Системы этого типа широко распространены в Великобритании, Франции, США и др. странах. С их помощью пользователь может оперативно получать на экране терминала разл. справки, напр., расписание движения разл. видов транспорта общего пользования, о тарифах, о иенах на разл. товары и др.

ВМЕСТИМОСТЬ МОРСКОГО СУДНА РЕГИСТРОВАЯ (capacity of vessel)

объем всех помещений судна; измеряется регистровой тонной, равной 2,83 м3. Вместимость может быть валовой, или полной (брутто), подпалубной и чистой (нетто). Валовая (полная) В.р. - объем, полученный в результате обмера помещений под верхней палубой и крытых надстроек и рубок; подпалубная В.р. - объем всех помещений до верхней палубы у однопалубных и двухпалубных судов или до второй палубы снизу у судов, имеющих более двух непрерывных палуб; чистая (нетто) В.р. - объем коммерческих эксплуатируемых помещений судна.

ВНЕЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД (non-operating period)

часть бюджета времени морских и речных трансп. судов, выраженная в судо-сутках или тоннаже-сутках. В.п. на речном транспорте - время от момента появления льда на реках, т.е. закрытия навигации в осенний период, до очищения реки ото льда, т.е. открытия след, навигации; в течение этого времени трансп. суда могут находиться на доковании в резерве без команды, капитальном ремонте, ожидании зимнего ремонта при долгосрочной постановке на отстой. В.п. на морском транспорте - время, в течение которого суда находятся в подготовке к ремонту, в ремонте, отстое и консервации.

ВНУТРЕННИЕ ПОРОКИ (inherent vice)

присущие застрахованному или перевозимому грузу свойства, могущие привести к его порче или гибели (взрывоопас-ность, самовозгораемость и т.п.).

ВНУТРИСИСТЕМНЫЙ ОТПУСК (inwards shipment)

отпуск товаров со складов одной снабженческо-сбытовой орг-ции др. в пределах одной системы снабжения. Понятие B.C. широко применялось в рамках командной экономики. В.о. допускался только в экономически обоснованных границах в пределах плана, так как он был связан с доп. расходами, вызываемыми излишними перевалками грузов, увеличением сроков доставки грузов непосредственным потребителям.

ВРЕМЕННОЙ РЯД (time series)

совокупность наблюдений, выполненных в хронологическом порядке и, как правило, через равные промежутки времени. Для анализа В.р. применяются метод скользящих средних, позволяющий обнаружить лежащие в основе изменений тренды', модели авторегрессии - скользящего среднего и др.

ВРЕМЯ ЗАДЕРЖКИ ПОСТАВОК СРЕДНЕЕ (average delay per delivery)

показатель, характеризующий превышение времени поставок товаров и поставок средств произ-ва (в днях) по сравнению с нормативными (расчетными) интервалами поставок. В.з.п.с. определяется как средняя арифметическая путем деления суммы длительностей превышений нормативных интервалов поставок на кол-во Д/, где Д/ - длительность превышения по 1-й поставке; п - кол-во поставок, по которым имелся факт отклонения. Данный показатель может применяться для оценки эффективности МТО, при выборе и оценивании поставщика, при определении эффективности логистической системы.

ВРЕМЯ ОБРАЩЕНИЯ ТОВАРОВ (goods turnover time)

показатель товара-оборачиваемости', продолжительность периода (в днях), в течение которого товары находятся в сфере обращения (или в отдельном торговом пр-тии). В.о.т. определяется делением средних запасов товарных Z на однодневный товарооборот (O:t) 2 В = -^ t. Для торговой системы В.о.т. следует рассчитывать по методу чистого обо- рота, исключая внутрисистемный товарооборот. В.о.т. - показатель, обратный скорости товарооборота: В = -, где t - число дней в периоде. Уменьшение В.о.т. позволяет более эффективно использовать оборотные средства торговли, экономит издержки обращения.

ВРЕМЯ ОЖИДАНИЯ, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ОЖИДАНИЯ (waiting time; queuing time)

время от момента возникновения требования в массового обслуживания системе до момента начала обслуживания этого требования. Представляет собой случайную величину, распределение вероятностей которой зависит от номера требования. В приоритетных системах массового обслуживания играет важную роль распределение В.о. требований каждого приоритетного типа в отдельности.время от момента возникновения требования в массового обслуживания системе до момента начала обслуживания этого требования. Представляет собой случайную величину, распределение вероятностей которой зависит от номера требования. В приоритетных системах массового обслуживания играет важную роль распределение В.о. требований каждого приоритетного типа в отдельности.

ВРЕМЯ ОЧЕРЕДИ (turn time)

время ожидания постановки к причалу с момента прибытия судна до момента получения указания следовать к нему. В тех случаях, когда чартер содержит условие "в порядке очереди" (in regular turn), B.o. не засчитывается в сталийное время. Если же в чартере указано "без очереди" (free of turn), то счет сталийного времени начинается с момента прибытия судна и подачи нотиса о готовности судна к погрузке, выгрузке. Если к моменту получения указания о постановке к причалу судно окажется не готовым к осуществлению грузовых операций, оно теряет очередь. Фрахтователь обычно за это не отвечает.

ВСЕГДА НА ПЛАВУ (always afloat)

условие чартера, в соответствии с которым фрахтователь обязан предоставить судну такое место для погрузки (выгрузки), где оно могло бы стоять, всегда имея под килем достаточный запас воды. Нарушение этого условия влечет ответственность фрахтователя за причиненный судну ущерб, если он возник в результате касания судном грунта. В некоторых приливных портах с мягким фунтом допускается посадка мелких судов на грунт во время отлива. При фрахтовании судов на такие порты в чартерах применяется оговорка "не всегда на плаву, но безопасно на грунте" (not always afloat, but safe aground), которая также влечет ответственность фрахтователя за повреждения судна при его посадке на фунт.

ВСТРЕЧНАЯ ТОРГОВЛЯ (countertrade; trade-in)

1) финансирование части закупки за счет выручки от реализации на том же рынке продукции с помощью продавца. При этом участие продавца в такой реализации может быть прямым (продавец сам закупает товары покупателя) или косвенным (продавец на определенных условиях обеспечивает приобретение товаров третьим лицом). В процессе осуществления встречных сделок возникают противоположные по направлению материальные потоки', 2) продажа потребителю нового товара с одновременной покупкой у него одноименного старого товара. При этом стоимость старого товара вычитается из цены нового.

ВЫБОРКА ПРОДУКЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЕМ (the EX WORKS passing of property from vendor to customer)

получение покупателем (получателем) продукции, предусмотренной договором (заказом, принятым к исполнению нарядом), непосредственно на складе пр-тия-изготовителя (поставщика) и поставка ее на свой склад собственным или привлеченным транспортом (самовывоз). Порядок и сроки проведения выборки устанавливаются договором.

ВЫБРАСЫВАНИЕ ГРУЗА ЗА БОРТ (jettison)

выбрасывание части груза, произведенное намеренно с целью спасения судна, груза и фрахта от общей для них опасности. Практика В.г.з.б. известна с древнейших времен. Сведения о ней имеются в Библии (Книга прока Ионы 1, 5; Деяния апостолов 27, 18).

ВЫВОЗ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ (index of outbound freights and passenger traffic of the railroad)

перевозки грузов и пассажиров, при которых станции отправления находятся на одной железной дороге, а станции назначения - на другой. Вывоз грузов учитывается по моменту их прибытия в пункты назначения в тоннах и тонно-километрах, а вывоз пассажиров - по моменту отправления и измеряется числом пассажиров и пассажиро-километров.

ВЫВОЗ ИЗ РЕГИОНА (index of outbound freights of the region)

кол-во грузов (в целом и по родам), отправленных транспортом за пределы региона.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ С УЧЕТОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПОСТАВКАМ (relation of deliveries to requested dates and quantities)

относительный показатель, характеризующий степень выполнения пр-тием договорных обязательств по поставкам продукции в установленные договорами сроки по номенклатуре и ассортименту продукции. В годы командной экономики являлся одним из важнейших показателей поставок средств произ-ва и рассчитывался как отношение планового (за период с начала года) объема продукции за вычетом стоимости продукции, недопоставленной в отчетном периоде против договоров, к плановому (на период с начала года) объему реализации продукции. Стоимость недопоставленной продукции определялась по конкретным номенклатуре и ассортименту, предусмотренным договорами на этот период, без учета перевыполнения плана поставки и др. видам продукции.

ВЫРАВНИВАНИЕ, СГЛАЖИВАНИЕ (smoothing)

метод исследования рядов стат. данных о социально-экон. явлениях. Заключается в нахождении расчетных (теоретических выровненных) значений их показателей (уровней) и замене ими фактических с целью выявления закономерностей развития процессов, отображаемых этими рядами. В. применяется обычно в тех случаях, когда в изменениях фактических стат. данных ряда не наблюдается никакой (или почти никакой) последовательности и закономерности, тенденции развития неясны. Применяется много способов В. в зависимости от характера изменения данных в ряду. Напр., метод скользящих средних, выравнивание аналитическое по определенной ф-ции - линейной, параболической, гиперболической и др.