Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения


Кафедра системного анализа и логистики

Специализированный словарь логиста

«В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов, потому что в русскую жизнь вошло множество иностранных понятий и идей. Подобное явление не ново... Изобретать свои термины для выражения чужих понятий очень трудно, и вообще этот труд редко удается. [...] »

Белинский В. Г.

Но Вам этого делать и не придется!

Предлагаем Вашему вниманию cпециализированный словарь логиста, благодаря которому Вы сможете с легкостью определиться с любым термином.

Настоящий словарь представляет собой систематизированный пласт понятий и терминов, который сформировался в русском языке в связи с бурным развитием в России рынка логистики.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ЛОГИСТИКИ, ЕЛА (European Logistics Association, ELA)

междунар. орг-ция, координирующая исследования и разработки в области логистики в Европе. Образована в 1984 г. в результате объединения Европейского логистического форума (Амстердам, Нидерланды) и группы логистических об-в ФРГ. Зарегистрирована в Швейцарии. Членами ЕЛА являются 36 нац. об-в логистики ряда европейских стран, в т.ч. России. Задачи ЕЛА: создание общеевропейского банка данных по логистике; проведение логистических исследований и их координация; разработка программ подготовки и повышения квалификации специалистов в области логистики; подготовка рекомендаций по проблемам логистики для Европейской комиссии и для нац. правительств; разработка и ведение многоязычного терминологического словаря по логистике (в 1992 г. опубликован в двух томах вариант этого словаря на англ., нем., фр., гол. и исп. языках. Фрагменты этого словаря в переводе на русский язык опубликованы журналом "РИСК", 1995, N 1, с. 80-82). Один раз в два года ЕЛА проводит междунар. конференцию по логистике (с последующим изданием ее трудов). В 1996 г. ЕЛА учредила Европейский аттестационный совет по логистике, присваивающий квалификации специалистам в области логистики. ЕЛА разработала и опубликовала аналитические обзоры по проблемам логистических издержек в европейских странах, снабжения, сбыта, утилизации отходов и др. ЕЛА выпускает видеофильмы, освещающие передовой опыт логистики (в 1996 г. выпущено 3 видеофильма). Органом ЕЛА является ежемесячный журнал "Logistics Europe", рассылаемый индивидуальным членам соответствующих нац. орг-ций, входящих в ЕЛА. Штаб-квартира ЕЛА в Брюсселе (Бельгия).

ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ МАРКЕТИНГА (European Marketing Association)

основана в 1969 г.; коллективные члены в 26 европейских и 20 неевропейских странах, в т.ч. в России. Рабочий язык - англ. Цель Е.а.м. - координация маркетинговых исследований в Европе, развитие европейского и междунар. сотрудничества по маркетингу, разработка правовых и этических норм деятельности маркетологов. Периодические издания: "Joural of International Marketing and Marketing Research" и др. Штаб-квартира Ассоциации в Великобритании

ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ РЕЦИКЛИРОВАНИЯ И РЕКУПЕРАЦИИ (European Recovery and Recycling Association, ERRА)

основана в 1989 г.; 8 коллективных членов. Цель Ассоциации - содействовать проведению научно-исследовательских работ по рециклированию упаковки и рекуперации разл. видов энергии. Ассоциацию возглавляет Генеральный секретарь. В составе Ассоциации имеется совет (10-25 членов). Штаб-квартира Ассоциации в Брюсселе (Бельгия).

ЕВРОПЕЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОЙ И СКЛАДСКОЙ ТЕХНИКИ, ФЕМ (European Federation of Handling Industries, FEM)

основана в 1953 г.; 13 коллективных членов - нац. комитетов стран-участниц. В спец. литературе употребляется сокращенное наименование Федерации - франкоязычная аббревиатура ФЕМ (Fedеration Europeenne de la Manutention). Рабочие языки Федерации - англ., фр. и нем. Федерация содействует сотрудничеству европейских фирм - производителей подъемно-трансп. и складского оборудования, поддонов; стандартизации и унификации этого оборудования, проведению исследований по охране труда и технике безопасности погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ, нормализации терминологии. Федерацию возглавляют президент, избираемый общим собранием сроком на 2 года, Совет (6 членов) и Координационный комитет. В составе Федерации имеются специализированные секции (оборудования для переработки грузов тяжеловесных, непрерывного промышленного транспорта, канатных дорог, кранов, техники и технологии складского хранения и т.д.). Раз в 2 года Федерация проводит междунар. конгрессы. Штаб-квартира Федерации в Цюрихе (Швейцария).

ЕВРОПЕЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОТХОДОВ (European Federation of Waste Management)

основана в 1981 г.; коллективные члены в 8 странах Европы. Цель Федерации - представлять интересы своих членов в Европейском парламенте, развивать сотрудничество с соответствующими органами ЕС по вопросам использования отходов производства, отходов потребления и спец. отходов, содействовать обмену опытом между организациями-членами. Рабочие языки - англ., нем., фр. Высший орган Федерации - Генеральная ассамблея. Во главе Федерации стоят президент и генеральный секретарь; штаб-квартира в Брюсселе (Бельгия).

ЕВРОПЕЙСКИЙ КОМИТЕТ СВЯЗИ ЭКСПЕДИТОРОВ ЕС (European Liaison Committee of Common Market Forwarders, CLECAT)

основан в 1958 г.; 16 коллективных членов в 10 странах Европы и 5 членов-наблюдателей. Цель Комитета - информационное обслуживание своих членов по вопросам политики стран ЕС в области транспорта, тарифов и т.п. Комитет работает в тесном взаимодействии с ФИАТА. Штаб-квартира Комитета в Брюсселе (Бельгия).

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПУЛ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ (European Rаilway Wagon Pool)

основан в 1953 г.; коллективные члены (ж.-д. компании) в 9 европейских странах. Е.п.г.в. содействует обмену и совместному использованию участников пула определенной пропорции принадлежащего им парка грузовых вагонов. Структура Е.п.г.в. включает комитет, бюро и два постоянных подкомитета. Штаб-квартира Е.п.г.в. в Брюсселе (Бельгия).

ЕВРОПОДДОН, ПОДДОН ЕВРОПЕЙСКОГО СТАНДАРТА (Euro-pallet)

четырехзаходный поддон размерами 800 x 1200 мм. В соответствии с § 6 раздела 27 Правил перевозок грузов МПС размеры пакета на Е. при перевозке в крытом вагоне не должны превышать 840 x 1240 мм.

ЕДИНАЯ СЕТЕВАЯ РАЗМЕТКА (unified network coding)

цифровое обозначение ж.-д. станций, открытых для выполнения грузовых операций, производящих перевалку грузов с ж.-д. транспорта на водный и обратно, и пограничных станций. Обозначение составляют код р-на, порядкового номера станций в р-не и контрольный разряд.

ЕДИНАЯ ТАРИФНО-СТАТИСТИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА ГРУЗОВ (freight clаssification guide; uniform freight classification)

базисный перечень грузов для всех видов транспорта общего пользования, обеспечивающий увязку автоматизированных систем обработки данных о перевозках грузов и взаимодействие перевозчиков с грузоотправителями и грузополучателями при определении провозной платы. Е.т.с.н.г. построена по производственно-отраслевому принципу - грузы, имеющие примерно одинаковое назначение при произ-ве или потреблении, объединены в соответствующие разделы и тарифные группы. Разделов насчитывается 11, групп - 69. В группы 1-7 входит продукция сельского хоз-ва, в группы 8-69 - продукция пром-сти. Тарифные группы делятся на тарифные позиции (их насчитывается 247). ЕТСНГ была введена в 1960 г. Действующая редакция ЕТСНГ (кол-во тарифных групп в ней составляет 73, тарифных позиций - 266) опубликована в 1997 г.

ЕДИНИЦА ХРАНЕНИЯ (stock keeping unit, SKU)

1) первичная ед. учета запасов, входящих в номенклатуру продукции склада; 2) продукция, хранящаяся в отдельной ячейке стеллажа.

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИСТР ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ (Unified State Register of Enterprises and Organisations)

комплексный автоматизированный регистр, фиксирующий все хоз. объекты на территории РФ независимо от форм собственности. Исходной информацией для учета пр-тий и орг-ций в Е.г.р.п. и о. является Общероссийский классификатор пр-тий и орг-ций. Информационный фонд Е.г.р.п. и о. состоит из четырех типов данных - классификационных (сведения об отраслевой, территориальной принадлежности субъекта, его подчиненности, форме собственности и т.д.), идентификационных - регистрационного кода субъекта; справочных (адреса, номера телефонов, фамилии руководителей и т.д.), экон. (показатели, характеризующие субъект). Е.г.р.п. и о. обеспечивает группировку любой совокупности субъектов по одному или нескольким признакам, передачу данных Е.г.р.п. и о. на машинных носителях или по каналам связи, актуализацию данных. Пользователь имеет возможность формировать запрос к Е.г.р.п. и о. с удаленного абонентского пункта, персональной ЭВМ и т.п., получать ответ по каналам связи, в виде бумажной распечатки или на дискете. Держателем Е.г.р.п. и о. является Гос. комитет РФ по ст-ке (Госкомстат).

ЕМКОСТЬ РЫНКА (capacity of market)

показатель, характеризующий объем товаров, которые при данных условиях (уровень цен, доходов, насыщенность рынка и т.п.) могут быть куплены за определенный промежуток времени. Изучение и моделирование Е.р. - важное условие научного планирования произ-ва и товарооборота. В простейшей форме Е.р. вычисляется как разность между суммой собственного произ-ва данного товара в стране, остатков запасов товарных, его импорта и экспортом этого товара.

ЕСТЕСТВЕННАЯ УБЫЛЬ (ГРУЗОВ) (natural loss)

недостача массы грузов, возникающая при их транспортировании и хранении вследствие присущих им естественных свойств (улетучивание, усушка, утечка, утруска). Е.у. зависит от расстояния перевозки, времени хранения, кол-ва перевалок, вида тары и др. факторов. К Е.у. относятся также не поддающаяся сбору крошка, образующаяся при нарезке или рубке нек-рых продуктов; потери массы продуктов за счет окисления (эти потери уменьшаются при понижении температуры хранения) и т.д. Е.у. обычно не включается в число рисков страховых, однако за доп. страховую премию может быть принята на страхование (с установлением франшизы или без нее).

ЕХВ, ФРАНКО-ЗАВОД, ФРЗ (EXW, Ex Works)

базисные условия поставки, согласно которым поставщик считается выполнившим обязательства по поставкам, если он предъявил товар назначенному покупателем перевозчику на своей собственной территории, напр., на заводе, на складе и т.п. Поставщик, если иное не оговорено, не отвечает за погрузку товара и за его таможенную очистку. Покупатель несет все расходы и риски, связанные с транспортированием товара до места назначения. Условия Ф.-з. означают миним. обязательства для поставщика. В частных случаях данное условие может применяться в форме ЕХР ("с плантации"), EXWh ("со склада") и др.