Кафедра

Кафедра системного анализа и логистики
Обращение заведующего кафедрой
Новости и события
Формы обучения
Учебные пособия кафедры
События в фотографиях
Партнеры. Сертификаты
Контакты
Клуб выпускников кафедры
Спортивные достижения студентов кафедры
События и мероприятия кафедры 2018-2019
День Космонавтики 2020
Сотрудники кафедры системного анализа и логистики
Лучший Студент Санкт-Петербурга 2020
Лекции Униерситета Хаага-Хелии для студентов кафедры
Вручение свидетельств выпускникам специализированной программы обучения
Победа в конкурсе Brics 2020
Золотая медаль WorldSkills 2020
Магистрантке кафедры системного анализа и логистики ГУАП вручили бронзового сфинкса
Международная программа двух дипломов кафедры системного анализа и логистики
Международный университетский курс «Aerial Robotics»
Студенты кафедры заняли призовое место в Game of Goals 2021
Магистр о программе ИТС
Лучший выпускник ГУАП 2022 магистр кафедры
День открытых дверей ГУАП
Вручение дипломов выпускникам института аэрокосмических приборов и систем 2024
Выпускники кафедры системного анализа и логистики — наша гордость!
Команда кафедры победила в кейс-чемпионате по транспорту

Книга Выпускников кафедры

Книга выпускников 2018
Книга выпускников 2019
slide_suai_8.jpg
Выпуски научного журнала "Системный анализ и логистика" Печать E-mail

Роскомнадзор

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ N ФС77-47019 от 18 октября 2011 года

Возрастное ограничение 12+

All Releases of scientific magazine "the System analysis and logistics

При использовании материалов в других источниках, при использовании данных, ссылка на журнал "Системный анализ и логистика" обязательна.


19.08.2025

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ "СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ЛОГИСТИКА". Выпуск № 3(46) (Специальный 2(45)-1)/2025 от 21.08.2025.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ЛОГИСТИКА Выпуск № 3(46)/2025

Содержание выпуска № 3(46) (Специальный 2(45)-1)/2025

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

СОДЕРЖАНИЕ

Ознакомиться с выпуском № 3(46)/2025 от 21.08.2025

DOI:10.31799/2077-5687-2025-3


ЛОГИКО-ВЕРОЯТНОСТНЫЙ МЕТОД КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ РИСКОВ ВНЕПОРТОВОЙ ОБРАБОТКИ СУДОВ-СНАБЖЕНЦЕВ
Д. Е. Туров, А. В. Кириченко, Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, Санкт-Петербург

Аннотация: Рассмотрены условия выполнения рейсов экспедиционных судов-снабженцев в акватории Северного Морского пути. Выдвинуто предположение о целесообразности применения логико-вероятностного метода в целях принятия оперативных решений о проведении комплекса морских операций по внепортовой выгрузке судов. Дана оценка преимуществ рассматриваемого метода.

Ключевые слова: судно-снабженец, внепортовая выгрузка, логико-вероятностный метод

Полная библиографическая ссылка: Туров, Д. Е. Логико-вероятностный метод как инструмент оценки рисков внепортовой обработки судов-снабженцев/ Д. Е. Туров, А.В. Кириченко // Системный анализ и логистика. – 2025. – № 3(46). – с. 3-7. DOI: 10.31799/2077-5687-2025-3-3-7

ТЕКСТ СТАТЬИ (РИНЦ)

Читать полный текст статьи: PDF

3-7
РАЗРАБОТКА ИМИТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ РАБОТЫ ПЕРЕКРЁСТКА С ВНЕДРЕНИЕМ АДАПТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СВЕТОФОРАМИ В СРЕДЕ ANYLOGIC
Д. Ю. Марчук, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург

Аннотация: В данной работе рассматривается разработка имитационной модели функционирования городского перекрёстка в Приморском районе г. Санкт-Петербурга. Был разработан алгоритм работы адаптивного светофорного регулирования и внедрен в среде AnyLogic. Использование адаптивных алгоритмов светофорного регулирования способствует повышению пропускной способности перекрёстка, снижению заторов и улучшению общей транспортной ситуации. Модель позволяет исследовать и оптимизировать процессы управления дорожным движением с учётом динамически изменяющихся транспортных потоков.

Ключевые слова: имитационная модель, перекрёсток, адаптивное светофорное регулирование, AnyLogic, транспортное моделирование, оптимизация трафика, симуляция дорожного движения, автоматизация управления движением.

Полная библиографическая ссылка: Марчук, Д. Ю. Разработка имитационной модели работы перекрёстка с внедрением адаптивного управления светофорами в среде AnyLogic / Д. Ю. Марчук // Системный анализ и логистика. – 2025. – № 3(46). – с. 8-20. DOI: 10.31799/2077-5687-2025-3-8-20.

ТЕКСТ СТАТЬИ (РИНЦ)

Читать полный текст статьи: PDF

8-20
ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ МОРСКОЙ ПОРТОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ЛОГИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ПЕРЕВОЗОК ЗЕРНОВЫХ ГРУЗОВ В РОССИИ С УЧЕТОМ ТЕНДЕНЦИЙ МИРОВОГО ГРУЗООБОРОТА
Ю. П. Белов, И. А. Русинов , Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, Санкт-Петербург

Аннотация: Настоящее исследование посвящено комплексному сравнительному анализу мировых и национальных тенденций в производстве, потреблении, торговле и логистическом обеспечении перевозок зерновых культур, с акцентом на перспективы развития морской портовой инфраструктуры России. В работе представлена оценка глобального спроса на основные виды зерновых — пшеницу, кукурузу, рис, ячмень и другие, с прогнозом до 2035 года. Отмечается стабильный рост мирового потребления зерна, вызванный демографическим ростом, урбанизацией и расширением животноводческого сектора, особенно в странах Азии и Африки. Особое внимание уделено структуре международной торговли зерном, включая крупнейших производителей, экспортеров и импортеров, а также логистическим маршрутам поставок. Подчёркнута возрастающая уязвимость глобальных цепочек поставок к внешним шокам — геополитическим, климатическим и экономическим. В этой связи акцентируется значение диверсификации и устойчивости логистических маршрутов. Россия рассматривается как один из ключевых игроков на мировом рынке зерна, прежде всего пшеницы. В исследовании подробно проанализированы её экспортный потенциал, текущая портовая и железнодорожная инфраструктура, региональная специализация и основные направления поставок. Отмечены текущие ограничения: нехватка специализированных портовых мощностей, железнодорожного подвижного состава, а также климатические и геополитические риски. В работе использованы методы анализа и синтеза, статистический и сравнительно-исторический подходы, прогнозирование, пространственно-временной и сетевой анализ. Сделан вывод о том, что модернизация портовой и логистической инфраструктуры — критически важное условие дальнейшего устойчивого развития зернового комплекса России и повышения её конкурентоспособности на мировом рынке.

Ключевые слова: зерновые грузы, анализ международных грузопотоков, морские торговые порты России, логистика.

Полная библиографическая ссылка: Белов, Ю. П. Оценка перспектив развития морской портовой инфраструктуры и логистического обеспечения для перевозок зерновых грузов в России с учетом тенденций мирового грузооборота / Ю. П. Белов, И. А. Русинов // Системный анализ и логистика. – 2025. – № 3(46). – с. 21-34. DOI: 10.31799/2077-5687-2025-3-21-34.

ТЕКСТ СТАТЬИ (РИНЦ)

Читать полный текст статьи: PDF

21-34
РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК СИСТЕМАМИ КАРШЕРИНГА
М. Н. Лисин, А. А. Силина, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург

Аннотация: В статье рассмотрены особенности организации перевозок с использованием систем каршеринга в условиях мегаполиса. Проведен анализ существующих моделей каршеринга, таких как односторонний, круговой, социальный и фракционный. Выделены ключевые проблемы, влияющие на эффективность сервиса, включая инфраструктурные ограничения, дисбаланс спроса и логистические затраты. Представлены пути оптимизации: интеграция с общественным транспортом, использование агентно-ориентированных моделей, гибридные схемы аренды и динамическое управление автопарком. Оценены перспективы развития каршеринга в России.

Ключевые слова: каршеринг, транспорт, аренда, логистика, мегаполис, мобильность, агентно-ориентированное моделирование.

Полная библиографическая ссылка: Лисин, М. Н. Разработка предложений по организации перевозок системами каршеринга / М. Н. Лисин, А. А. Силина // Системный анализ и логистика. – 2025. – № 3(46). – с. 35-41. DOI: 10.31799/2077-5687-2025-3-35-41.

ТЕКСТ СТАТЬИ (РИНЦ)

Читать полный текст статьи: PDF

35-41
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИННОВАЦИЯ ДЛЯ СТРУКТУРИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ ОСНОВНОГО ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
С. А. Назаревич, Е. А. Пашина, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург

Аннотация: В статье представлена организационная инновация, включающая элементы структурирования функции качества, отражающие подпроцессы и потребительские требования, включающие предпроизводные стадии, основные стадии, стадии контрольно-упаковочных этапов с использованием, модифицированным матрицы голоса потребителя, учитывающие проблемы и частоту их возникновения в процессе. Суть организационной инновации заключается в выборе и применении модели управления знаниями, выявлении особенностей каждой модели с характеризующим её полезным эффектом для применения в матрице голос потребителя с нивелированием проблем и учётом потребительских требований для подбора и разработки рекомендаций.

Ключевые слова: организационная инновация, основной процесс, модель управления знаниями.

Полная библиографическая ссылка: Назаревич, С. А. Организационная инновация для структурирования управления знаниями основного процесса производственного подразделения / С. А. Назаревич, Е. А. Пашина // Системный анализ и логистика. – 2025. – № 3(46). – с. 42-47. DOI: 10.31799/2077-5687-2025-3-42-47.

ТЕКСТ СТАТЬИ (РИНЦ)

Читать полный текст статьи: PDF

42-47
МОДИФИКАЦИЯ НЕЙРОСЕТЕЙ ОПТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ДРЕЙФА IMU
Т. Г. Киселев, В. Л. Оленев, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург

Аннотация: Представлен подход к коррекции дрейфа инерциальных измерительных блоков (IMU) в системах навигации наземных роботов с помощью модификации систем обработки данных оптических датчиков. Предложенный метод основан на интеграции существующей системы построения карт глубины с механизмом оценки движения камеры в пространстве. Архитектура включает усовершенствованную систему cross attention с временным контекстом и специализированную головку для оценки движения. Экспериментальные результаты показывают значительное снижение стационарного дрейфа IMU и повышение точности при плавных движениях робота.

Ключевые слова: IMU, дрейф датчиков, стереозрение, карта глубины, оптическая навигация, нейронные сети.

Полная библиографическая ссылка: Киселев, Т. Г. Модификация нейросетей оптических систем для стабилизации естественного дрейфа IMU / Т. Г. Киселев, В. Л. Оленев // Системный анализ и логистика. – 2025. – № 3(46). – с. 48-65. DOI: 10.31799/2077-5687-2025-3-48-65.

ТЕКСТ СТАТЬИ (РИНЦ)

Читать полный текст статьи: PDF

48-65
УПРАВЛЕНИЕ СТЕКОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В ВОЙСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ
П.Н. Афонин, Академия войск национальной гвардии, Санкт-Петербург

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы управления стеком технологических инноваций в войсках национальной гвардии (ВНГ) как ключевого фактора обеспечения их эффективности и готовности к выполнению задач. Анализируются особенности деятельности ВНГ, определяющие специфику инноваций, и предлагается модель управления инновационным развитием, ориентированная на интеграцию перспективных технологий в различные сферы деятельности войск. Особое внимание уделяется вопросам отбора, оценки и внедрения инновационных решений, а также формированию благоприятной среды для развития инновационной активности.

Ключевые слова: войска национальной гвардии, технологические инновации, управление инновациями, информационные технологии, технические средства, безопасность, эффективность, развитие, стек технологий.

Полная библиографическая ссылка: Афонин, П. Н. Управление стеком технологических инноваций в войсках национальной гвардии / П.Н. Афонин // Системный анализ и логистика. – 2025. – № 3(46). – с. 66-71. DOI: 10.31799/2077-5687-2025-3-66-71.

ТЕКСТ СТАТЬИ (РИНЦ)

Читать полный текст статьи: PDF

66-71

02.07.2025

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ "СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ЛОГИСТИКА". Выпуск № 2(45)/2025 от 01.07.2025.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ЛОГИСТИКА Выпуск № 2(45)/2025

Содержание выпуска № 2(45)/2025

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

СОДЕРЖАНИЕ

Ознакомиться с выпуском № 2(45)/2025 от 01.07.2025

DOI:10.31799/2077-5687-2025-2


ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ИСТОРИЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАДАЧАМИ
К. В. Быченок, А. В. Аграновский, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург

Аннотация: Рассмотрен подход к проектированию персональной системы управления задачами на основе сбора требований через пользовательские истории. Описана методика получения функциональных требований из пользовательских историй и их последующего применения для моделирования системы. Показано, что применение пользовательских историй обеспечивает ориентацию на потребности пользователя на ранних этапах разработки и может служить основой для формирования формальной модели требований к системе. В качестве примера проведен анализ трех пользовательских историй, включающих функции интеллектуального помощника, получения статистики выполнения задач и формирования персонализированных рекомендаций, с формулированием на их основе набора функциональных требований. Представлена UML-диаграмма вариантов использования, на которой отражены разработанные требования.

Ключевые слова: система управления задачами, пользовательская история, User Story, сбор требований, функциональные требования, диаграмма прецедентов.

Полная библиографическая ссылка: Быченок, К. В. Практическое применение пользовательских историй при проектировании персональной информационной системы управления задачами / К. В. Быченок, А. В. Аграновский // Системный анализ и логистика. – 2025. – № 2(45). – с. 3-9. DOI: 10.31799/2077-5687-2025-2-3-9.

ТЕКСТ СТАТЬИ (РИНЦ)

Читать полный текст статьи: PDF

3-9
ТРАЕКТОРИИ СМЕНЫ УЧАСТКА МАРШРУТА С УЧЁТОМ ИЗМЕНЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
М. Б. Алесов (1), А. П. Ласточкин (2), (1)AO «Раменское приборостроительное конструкторское бюро», (2)АО «Кронштадт Технологии – Беспилотные Системы» Санкт-Петербург

Аннотация: Рассмотрена задача бокового маневрирования летательного аппарата (ЛА) для смены линии заданного пути (ЛЗП) на маршруте при условии пролёта активного поворотного пункта маршрута (ППМ) «рядом» (fly-by). Выполнен расчёт бокового упреждения разворота с учётом изменения воздушной скорости ЛА, огра-ничения угла крена и скорости его изменения. Показано, что управляющая функция угла крена при выполнении манёвра имеет «трапециевидную» или «треугольную» форму. Получены формулы для расчёта моментов времени переключения управления, характерных состояний фазовых переменных модели движения и, в частности, бокового упреждения разворота. Даны формальные описания областей фазовой плоскости, соответствующих двум типам управления. Представлены примеры расчётов параметров управления и моделирования траекторий ЛА при различных вариантах начальных условий подхода к новому участку маршрута.

Ключевые слова: траекторное управление летательным аппаратом, оптимальное программное управление, критерий быстродействия, инерционное управление, боковое упреждение разворота.

Полная библиографическая ссылка: Алесов, М. Б. Траектории смены участка маршрута с учётом изменения воздушной скорости летательного аппарата / М. Б. Алесов, А. П. Ласточкин // Системный анализ и логистика. – 2025. – № 2(45). – с. 10-28. DOI: 10.31799/2077-5687-2025-2-10-28.

ТЕКСТ СТАТЬИ (РИНЦ)

Читать полный текст статьи: PDF

10-28
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ ПОСТРОЕНИЯ ОТКАЗОУСТОЙЧИВЫХ СТРУКТУР В ПРОГРАММНОМ КОМПЛЕКСЕ SANDS
А. А. Семенов, В. Л. Оленев, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург

Аннотация: В статье исследуется эффективность алгоритмов автоматизированного построения отказоустойчивых структур в программном комплексе SANDS, предназначенном для проектирования бортовых сетей стандарта SpaceWire. Анализируются методы повышения отказоустойчивости, включая резервирование, избыточность связей и автоматическое восстановление. На примере трех схем различной сложности демонстрируются преимущества и недостатки встроенных алгоритмов SANDS, в частности, избыточное использование коммутаторов. Предложена новая формула для расчета оптимального количества коммутаторов, позволяющая сократить их число без снижения надежности системы. Проведено сравнение результатов автоматизированного и экспертного подходов, подтвердившее эффективность предложенного метода. Обсуждаются ограничения метода и возможные пути его улучшения, включая учет исходной структуры сети. Практическая значимость работы заключается в оптимизации проектирования отказоустойчивых систем для аэрокосмической отрасли. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования алгоритмов SANDS и разработки более гибких инструментов автоматизированного проектирования.

Ключевые слова: отказоустойчивость, SpaceWire, SANDS, автоматизированное проектирование, резервирование, оптимизация сетей.

Полная библиографическая ссылка: Семенов, А. А. Оценка эффективности методов построения отказоустойчивых структур в программном комплексе SANDS / А. А. Семенов, В. Л. Оленев // Системный анализ и логистика. – 2025. – № 2(45). – с. 29-41. DOI: 10.31799/2077-5687-2025-2-29-41.

ТЕКСТ СТАТЬИ (РИНЦ)

Читать полный текст статьи: PDF

29-41
ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ КАССОВОЙ ЗОНЫ ГИПЕРМАРКЕТА НА ОСНОВЕ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
В. Е. Таратун, М. В. Галимова, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург

Аннотация: Представлена методика оптимизации работы кассовой зоны гипермаркета, основанная на использовании имитационного моделирования и теории массового обслуживания. На основе разработанной модели и проведенного анализа предложены рекомендации по управлению количеством касс и персонала, позволяющие повысить эффективность обслуживания покупателей и увеличить прибыльность торгового предприятия.

Ключевые слова: имитационное моделирование, система массового обслуживания, гипермаркет, теория массового обслуживания, анализ, касса.

Полная библиографическая ссылка: Таратун, В. Е. Оптимизация работы кассовой зоны гипермаркета на основе имитационного моделирования и теории массового обслуживания / В. Е. Таратун, М. В. Галимова // Системный анализ и логистика. – 2025. – № 2(45). – с. 42-46. DOI: 10.31799/2077-5687-2025-2-42-46.

ТЕКСТ СТАТЬИ (РИНЦ)

Читать полный текст статьи: PDF

42-46
ПРИМЕР РЕАЛИЗАЦИИ ЛОКАЛЬНОЙ БАЗЫ ДАННЫХ, ОСНОВАННОЙ НА B+ ДЕРЕВЬЯХ
А. В. Шахомиров, Н. Е. Шахомирова, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург

Аннотация: В работе рассмотрена реализация локальной базы данных на основе B+ деревьев – эффективной структуры данных для хранения и быстрого поиска информации. Показано ключевое отличие B-деревьев от B+деревьев, где данные хранятся только в листьях, а внутренние узлы содержат ключи для навигации, что обеспечивает сбалансированность дерева, минимизирует количество операций ввода-вывода и ускоряет поиск, вставку и удаление элементов дерева. На примере реализации на языке программирования высокого уровня С++, рассмотрена структура B+дерева, включая метаданные, а также алгоритмы основных операций: поиска, вставки, удаления и обновления. Показаны механизмы разделения и слияния узлов при перебалансировке дерева.

Ключевые слова: базы данных, B+ деревья, сбалансированные деревья, пример реализации.

Полная библиографическая ссылка: Шахомиров, А. В. Пример реализации локальной базы данных, основанной на B+ деревьях / А. В. Шахомиров, Н. Е. Шахомирова // Системный анализ и логистика. – 2025. – № 2(45). – с. 47-54. DOI: 10.31799/2077-5687-2025-2-47-54.

ТЕКСТ СТАТЬИ (РИНЦ)

Читать полный текст статьи: PDF

47-54
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ МЕГАПОЛИСА В RITM3
С. А. Андронов, Д. Ю. Марчук, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург

Аннотация: В этой статье была проанализирована транспортная ситуация Приморского района г. Санкт-Петербург. Выявлены основные точки притяжения пассажиропотока, а также проблемные участки дорожного движения. В цифровой платформе RITM3 разработана модель улично-дорожной сети Муниципального округа №65 г. Санкт-Петербург. Были рассмотрены два сценария работы модели: штатная работа улично-дорожной сети, и перекрытие Планерной улицы.

Ключевые слова: транспортное моделирование, интеллектуальные транспортные системы, улично-дорожная сеть, RITM3, цифровой двойник, организация дорожного движения.

Полная библиографическая ссылка: Андронов, С. А. Разработка модели улично-дорожной сети мегаполиса в RITM3 / С.А. Андронов, Д. Ю. Марчук // Системный анализ и логистика. – 2025. – № 2(45). – с. 55-67. DOI: 10.31799/2077-5687-2025-2-55-67.

ТЕКСТ СТАТЬИ (РИНЦ)

Читать полный текст статьи: PDF

55-67
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЭВОЛЮЦИИ ПОРТОВЫХ ФУНКЦИЙ И ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПУТЕЙ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ В УРБАНИСТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
А. В. Ахрамеева, Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, Санкт-Петербург

Аннотация: Данная статья посвящена ретроспективному анализу процесса вытеснения портов из крупных урбанистических центров и поиску альтернативных решений для эффективной транспортировки грузов. В условиях урбанизации, роста населения и увеличения транспортных потоков, множество городов столкнулись с необходимостью перемещения портовых операций за пределы городов. Это требовало разработки новых логистических схем, адаптированных к современным условиям. В статье проанализированы примеры из разных городов мира, таких как Лос-Анджелес, Гамбург, Монреаль, Роттердам, Барселона, Сингапур и Париж, где решение проблемы с вытеснением портов было связано с развитием интермодальных транспортных систем и использованием рек для доставки грузов. В частности, рассмотрены создание коридора Аламеда в Лос-Анджелесе, развитие системы внутренней перевалки в Гамбурге, формирование новой речной логистики в Монреале, выход порта Роттердама в море, преобразование Барселоны в логистический центр с использованием интермодальных перевозок, а также переход Сингапура в статус мирового логистического хаба. Статья подчеркнула влияние переноса логистических функций за пределы городов и использование водных путей и интермодальных решений, как ключевых факторов для оптимизации логистических потоков в условиях мегаполисов.

Ключевые слова: ретроспективный анализ, грузовые порты, транспортная логистика, водный транспорт, портовая инфраструктура, транспортная модернизация.

Полная библиографическая ссылка: Ахрамеева, А. В. Ретроспективный анализ эволюции портовых функций и логистических путей доставки грузов в урбанистических условиях / А. В. Ахрамеева // Системный анализ и логистика. – 2025. – № 2(45). – с. 68-79. DOI: 10.31799/2077-5687-2025-2-68-79.

ТЕКСТ СТАТЬИ (РИНЦ)

Читать полный текст статьи: PDF

68-79
РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗКИ СЛАБОЙ АЗОТНОЙ КИСЛОТЫ ИЗ ЕКАТЕРИНБУРГА В СЯМЫНЬ (КИТАЙ)
А. Н. Шадрин, С. В. Уголков, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург

Аннотация: В статье рассмотрены основные аспекты перевозки слабой азотной кислоты из Екатеринбурга в Китай. Даются общие сведения о слабой азотной кислоте как вида груза. Приводятся характеристики возможных для перевозки видов транспорта и транспортных средств. Описываются технология перевозки азотной кислоты и погрузочно-выгрузочных работ.

Ключевые слова: танк контейнер, контрейлерные перевозки, цистерна, кислота, мониторинг, логистические технологии, полуприцеп, документооборот, седельный тягач, роллер, платформа.

Полная библиографическая ссылка: Шадрин, А. Н. Разработка предложений по организации перевозки слабой азотной кислоты из Екатеринбурга в Сямынь (Китай) / А. Н. Шадрин, С. В. Уголков // Системный анализ и логистика. – 2025. – № 2(45). – с. 80-90. DOI: 10.31799/2077-5687-2025-2-80-90.

ТЕКСТ СТАТЬИ (РИНЦ)

Читать полный текст статьи: PDF

80-90
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ АПРОБАЦИИ МЕТОДОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ
Д. Д. Варкентин, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург

Аннотация: Данная работа посвящена разработке и совершенствованию транспортной системы при помощи совместного использования расчётов движения транспортного потока и имитационного моделирования. В основе методологии лежит комплексный анализ участков с затрудненным движением транспорта. Для поиска оптимальных решений используются методы имитационного моделирования, позволяющие проводить виртуальные эксперименты с различными изменениями в структуре транспортной сети, тем самым обеспечивая апробацию результатов исследований.

Ключевые слова: пассажирский транспорт, график следования, затруднённое движение, транспортный поток, маршруты городского транспорта, объекты городского транспорта, светофорное регулирование, имитационное моделирование.

Полная библиографическая ссылка: Варкентин, Д. Д. Применения программ имитационного моделирования для апробации методов проектирования транспортной системы / Д. Д. Варкентин // Системный анализ и логистика. – 2025. – № 2(45). – с. 91-98. DOI: 10.31799/2077-5687-2025-2-91-98.

ТЕКСТ СТАТЬИ (РИНЦ)

Читать полный текст статьи: PDF

91-98
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ВЕСОГАБАРИТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ОБЪЕКТОВ ХРАНЕНИЯ НА СКЛАДЕ
М. С. Катков, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург

Аннотация: В статье рассмотрены методы обработки данных объектов хранения на складе с целью получения информации об основных характеристиках потока. Представлены различные сценарии расчетов в зависимости от полноты и корректности данных. Проведена оценка точности каждого из методов c помощью сравнительного анализа.

Ключевые слова: склад, товар, объект хранения, весогабаритные характеристики.

Полная библиографическая ссылка: Катков, М. С. Практико-ориентированные методы работы с весогабаритными характеристиками объектов хранения на складе / М. С. Катков // Системный анализ и логистика. – 2025. – № 2(45). – с. 99-109. DOI: 10.31799/2077-5687-2025-2-99-109.

ТЕКСТ СТАТЬИ (РИНЦ)

Читать полный текст статьи: PDF

99-109
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ ЖИЛИЩНОГО КОМПЛЕКСА «ЮНТОЛОВО»
Е. К. Цигеман, С. В. Уголков, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург

Аннотация: В статье проанализированы административно-территориальное деление жилищного комплекса Юнтолово, существующие маршруты движения наземного городского пассажирского транспорта и метро. Рассмотрены вопросы транспортной доступности населения микрорайона на текущий момент. Сделаны выводы о недостаточности развития транспортной инфраструктуры пассажирского транспорта. Предложены мероприятия по снижению транспортной напряженности и повышению эффективности пассажирских перевозок.

Ключевые слова: жилищный комплекс, пассажирские перевозки, улично-дорожная сеть, организация движения, транспортные маршруты, пассажиропоток, наземный транспорт, эксплуатационные показатели, автобусное расписание.

Полная библиографическая ссылка: Цигеман, Е. К. Анализ развития улично-дорожной сети жилищного комплекса «Юнтолово» / Е. К. Цигеман, С. В. Уголков // Системный анализ и логистика. – 2025. – № 2(45). – с. 110-120. DOI: 10.31799/2077-5687-2025-2-110-120.

ТЕКСТ СТАТЬИ (РИНЦ)

Читать полный текст статьи: PDF

110-120
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПЕРЕСАДОЧНОГО УЗЛА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Е. А. Гайдук, А. А. Силина, В. Е. Таратун, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург

Аннотация: В статье рассматриваются методы создания концептуальной модели пересадочного узла на примере интеграции водного транспорта в транспортную систему Санкт-Петербурга. С использованием системного подхода проанализированы материальные, формальные, действующие и целевые аспекты взаимодействия наземного и водного транспорта. Выявлены проблемные зоны инфраструктуры, ограничивающие развитие регулярных речных маршрутов, и предложены принципы проектирования пересадочных узлов, способствующих мультимодальности. Разработана концептуальная модель, отражающая потоки пассажиров, данные и принципы управления.

Ключевые слова: транспортная система, водный транспорт, пересадочные узлы, концептуальная модель, причальная инфраструктура, городской пассажирский транспорт, цифровые двойники.

Полная библиографическая ссылка: Гайдук, Е. А. Концептуальная модель пересадочного узла с применением цифровых технологий / Е. А. Гайдук, А. А. Силина, В. Е. Таратун // Системный анализ и логистика. – 2025. – № 2(45). – с. 121-132. DOI: 10.31799/2077-5687-2025-2-121-132.

ТЕКСТ СТАТЬИ (РИНЦ)

Читать полный текст статьи: PDF

121-132

31.03.2025

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ "СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ЛОГИСТИКА". Выпуск № 2(45)/2025 от 01.07.2025.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ЛОГИСТИКА Выпуск № 1(44)/2025

Содержание выпуска № 1(44)/2025

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

СОДЕРЖАНИЕ

Ознакомиться с выпуском № 1(44)/2025 от 31.03.2025

DOI:10.31799/2077-5687-2025-1


РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ
Ю. С. Китаева, Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, Санкт-Петербург

Аннотация: Данная статья содержит ретроспективный анализ развития Северного морского пути. В статье приводятся исторические данные о развитии отдельных участков Северного морского пути, становлении России морской державой, зарождении ледокольного флота и модернизации портовой инфраструктуры районов Арктической зоны. Приводится статистика грузоперевозок по Северному морскому пути с 1933 года, когда было образовано ФГУП «Гидрографическое предприятие», по сегодняшний день отвечающее за развитие Северного морского пути. Статья рассматривает возможные варианты развития грузоперевозок по Северному морскому пути по базовому, инновационному и консервативному сценариям. Уделено внимание возможности продления Северного морского пути до Сахалина и развитию портов-хабов для создания Национальной арктической контейнерной линии. Статья показывает, что Северный морской путь и его комплексное регулирование (портовая инфраструктура, специализированный подвижной состав, ледокольное обеспечение и грузовая база) является главным элементом снабжения жизненно необходимыми грузами районы Крайнего Севера, что закреплено в Федеральном законе «О северном завозе».

Ключевые слова: Северный морской путь (СМП), история освоения Северного морского пути, объем грузоперевозок, ледокол, портовая инфраструктура, перспективы развития, Арктика, Арктическая зона (АЗ), северный завоз.

Полная библиографическая ссылка: Китаева, Ю. С. Ретроспективный анализ развития северного морского пути / Ю. С. Китаева // Системный анализ и логистика. – 2025. – № 1(44). – С. 3-18. DOI: 10.31799/2077-5687-2025-1-3-18

ТЕКСТ СТАТЬИ (РИНЦ)

Читать полный текст статьи: PDF

3-18
УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА КРУГОВОЙ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ОРБИТЕ
М. Б. Алесов, AO «Раменское приборостроительное конструкторское бюро», Санкт-Петербург

Аннотация: Рассматривается задача синтеза управления траекторным движением летательного аппарата (ЛА) при непосредственном наведении на круговую горизонтальную орбиту и стабилизация движения на ней. Основным способом решения является предварительное задание эталонного описания разности текущей радиальной дальности ЛА и заданного радиуса орбиты в рамках метода обратной задачи динамики. Используются уравнения горизонтального движения ЛА в полярной системе координат. Для учёта ограничения функции управления (угла крена) применяется нелинейное звено непосредственного «насыщения». Представлены численные примеры синтеза управления и моделирования движения ЛА, иллюстрирующие работоспособность описанных алгоритмов.

Ключевые слова: синтез траекторного управления летательными аппаратами, полярная система координат, метод обратной задачи динамики, ограничение функции управления.

Полная библиографическая ссылка: Алесов, М. Б. Управление движением летательного аппарата на круговой горизонтальной орбите / М. Б. Алесов // Системный анализ и логистика. – 2025. – № 1(44). – С. 19-32. DOI: 10.31799/2077-5687-2025-1-19-32.

ТЕКСТ СТАТЬИ (РИНЦ)

Читать полный текст статьи: PDF

19-32
ЭКОНОМЕТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКУЮ ОЦЕНКУ КАЧЕСТВА
С. А. Назаревич, Д. С. Щукина, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург

Аннотация: Выявлена проблема отсутствия унифицированного подхода к количественной оценке взаимосвязи между уровнем инновационности продукции и оценкой качества инновации потребителями. Представлены экзогенные и эндогенные переменные, детерминирующие характер и направление рассматриваемой взаимосвязи и модели для их количественной оценки, разработана эконометрическая модель, основанная на системе одновременных уравнений, предназначенная для оценки степени взаимосвязи между заданными переменными.

Ключевые слова: инновации, потребительская оценка, эконометрические модели, оценка инновационности, качество.

Полная библиографическая ссылка: Назаревич, С. А. Эконометрические модели оценки влияния уровня инновационности продукции на потребительскую оценку качества / С. А. Назаревич, Д. С. Щукина // Системный анализ и логистика. – 2025. – № 1(44). – С. 33-39. DOI: 10.31799/2077-5687-2025-1-33-39.

ТЕКСТ СТАТЬИ (РИНЦ)

Читать полный текст статьи: PDF

33-39
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА
А. В. Винниченко, Е. Д. Красовская, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург

Аннотация: В статье исследуются методы цифровизации для промышленного сектора для выявления наиболее перспективных направлений. Особое внимание уделяется анализу функционирования автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП), выявлению проблем, возникающих при их внедрении и эксплуатации, а также разработке технических и организационных решений для их устранения.

Ключевые слова: методы цифровизации, автоматизированные системы управления технологическими процессами, автоматизация технологических процессов, автоматизированные системы управления.

Полная библиографическая ссылка: Винниченко, А. В. Исследование методов цифровизации для промышленного сектора / А. В. Винниченко, Е. Д. Красовская // Системный анализ и логистика. – 2025. – № 1(44). – с. 40-45. DOI: 10.31799/2077-5687-2025-1-40-45.

ТЕКСТ СТАТЬИ (РИНЦ)

Читать полный текст статьи: PDF

40-45
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ПАРАМЕТРИЧЕСКОГО СИНТЕЗА СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
Е. С. Костыгов, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург

Аннотация: Проведён расчёт и моделирование ПИД-регулятора, использующегося для стабилизации углового положения летательного аппарата самолётного типа. Для вычислений параметров был использован метод Циглера-Никольса и его модификация, а также метод амплитудного оптимума. Сделан вывод о необходимости применения новых адаптивных алгоритмов управления для автоматической настройки регулятора. В качестве адаптивной управляющей системы предложено использовать самонастраивающийся тип систем, а в качестве контура адаптации – алгоритмы искусственного интеллекта.

Ключевые слова: адаптивное управление, возмущающие воздействия, методы адаптации, летательный аппарат, искусственный интеллект.

Полная библиографическая ссылка: Костыгов, Е. С. Исследование методов параметрического синтеза систем автоматического управления летательных аппаратов / Е. С. Костыгов // Системный анализ и логистика. – 2025. – № 1(44). – С. 46-56. DOI: 10.31799/2077-5687-2025-1-46-56.

ТЕКСТ СТАТЬИ (РИНЦ)

Читать полный текст статьи: PDF

46-56
МЕТАУПРАВЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ. ПАТТЕРНЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
А. А. Олимпиев, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург

Аннотация: В статье рассматривается совокупность подходов к разработке программного обеспечения, базирующихся на методологии метауправления функциональностью информационных систем. Описываются результаты анализа приемов разработки программного обеспечения, применяемых на практике. Приводятся основные проблемы, с которыми сталкиваются разработчики, применяющие рассматриваемую методологию. Предлагается иерархия паттернов, которые можно применять для решения данных проблем. Предлагаемая иерархия паттернов включает в себя три уровня: лингвистический, архитектурный и реализации. Лингвистический уровень определен как основной с точки зрения методологии метауправления функциональностью, остальные — как фундамент и инструменты для организации лингвистического уровня. Иерархия отличается от существующих применением приемов методологии метауправления и учетом особенностей, которые она привносит в общие архитектурные концепции программного обеспечения автоматизированных систем.

Ключевые слова: наукометрические данные, РИНЦ, Scopus, публикационная активность, анализ публикаций, высокоскоростное движение, пассажирские перевозки, железнодорожная высокоскоростная магистраль.

Полная библиографическая ссылка: Олимпиев, А. А. Метауправление функциональностью информационных систем. Паттерны проектирования / А. А. Олимпиев // Системный анализ и логистика. – 2025. – № 1(44). – с. 57-68. DOI: 10.31799/2077-5687-2025-1-57-68.

ТЕКСТ СТАТЬИ (РИНЦ)

Читать полный текст статьи: PDF

57-68
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТРАНСФОРМАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ С УЧЁТОМ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ НАДЕЖНОСТИ И РЕКУРСИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ИЗМЕНЕНИЙ
С. А. Назаревич, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург

Аннотация: Представлена разработка математической модели, описывающей элементы необходимые для контроля процесса мониторинга и отслеживания возникновения потенциальной точки бифуркации, с целью идентификации момента необходимости трансформации организационной системы. Модель учитывает основные показатели организационно-технологической надёжности, в комплексности интерпретируемы как реперные точки для развёртывания процессов рекурсивных изменений, с учётом дрейфа целей и задач организационной системы или изменения политики в области качества, отвечающей новым вызовам и общей реальности рынка и отрасли в целом.

Ключевые слова: организационная система, анализ, реперные точки, организационный потенциал, организационно-технологическая надежность.

Полная библиографическая ссылка: Назаревич, С. А. Математическая модель трансформации организационных систем с учётом организационно-технологической надежности и рекурсивных процессов изменений / С. А. Назаревич // Системный анализ и логистика. – 2025. – № 1(44). – С. 69-74. DOI: 10.31799/2077-5687-2025-1-69-74.

ТЕКСТ СТАТЬИ (РИНЦ)

Читать полный текст статьи: PDF

69-73
ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Л. О. Рыбкина, С. В. Уголков, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург

Аннотация: В статье рассмотрены основные современные сервисы и технологии, используемые при отслеживании грузов, а также их функции и значимость и логистических процессах. Сайты и программы для поиска грузов и транспорта помогают грузовладельцам и перевозчикам оптимизировать логистические процессы и сделать их максимально эффективными.

Ключевые слова: контейнер, контейнерные перевозки, цифровизация логистического процесса, отслеживание, мониторинг, логистические технологии, сервисы по отслеживанию, электронный документооборот.

Полная библиографическая ссылка: Рыбкина, Л. О. Применение цифровых технологий при организации логистических процессов / Л. О. Рыбкина, С. В. Уголков // Системный анализ и логистика. – 2025. – № 1(44). – С. 74-79. DOI: 10.31799/2077-5687-2025-1-74-79.

ТЕКСТ СТАТЬИ (РИНЦ)

Читать полный текст статьи: PDF

74-79
ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ МИГРАЦИИ НА ЛОКАЛЬНЫЕ ERP-СИСТЕМЫ
И. В. Маркелов, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург

Аннотация: Выделена роль ERP систем в автоматизации логистических процессов, описаны функциональные возможности данных систем. Произведён обзор предпосылок и особенностей миграции предприятий на локальные ERP системы. Отражены ключевые этапы перехода с одной ERP-системы на другую, даны авторские выводы.

Ключевые слова: ERP-система, цифровая модель организации, процессы склада, процессы производства, локализация.

Полная библиографическая ссылка: Маркелов, И. В. Вопросы совершенствования цифровой модели организации при миграции на локальные ERP-системы / И. В. Маркелов // Системный анализ и логистика. – 2025. – № 1(44). – С. 80-83. DOI: 10.31799/2077-5687-2025-1-80-83.

ТЕКСТ СТАТЬИ (РИНЦ)

Читать полный текст статьи: PDF

80-83
АВТОМАТИЗАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СФЕРЕ ЛОГИСТИКИ
Л. О. Рыбкина, С. В. Уголков, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург

Аннотация: В условиях растущей конкуренции, увеличения объемов грузоперевозок и требований к скорости доставки компании все чаще обращаются к инновационным решениям для оптимизации своих процессов. Автоматизация и внедрение искусственного интеллекта открывают новые возможности для повышения эффективности, снижения затрат и улучшения качества обслуживания клиентов. В данной работе рассмотрены основные аспекты данного процесса, примеры применения, проблемы и вызовы, пути решения, а также перспективы развития. Актуальность темы обусловлена необходимостью адаптации логистических компаний к новым технологическим реалиям, что является ключевым фактором для сохранения конкурентоспособности в условиях цифровой экономики.

Ключевые слова: искусственный интеллект, машинное обучение, логистика, беспилотные системы, автономные средства, оптимизация, прогнозирование, мониторинг.

Полная библиографическая ссылка: Рыбкина, Л. О. Автоматизация и внедрение искусственного интеллекта в сфере логистики / Л. О. Рыбкина, С. В. Уголков // Системный анализ и логистика. – 2025. – № 1(44). – С. 84-90. DOI: 10.31799/2077-5687-2025-1-84-90.

ТЕКСТ СТАТЬИ (РИНЦ)

Читать полный текст статьи: PDF

84-90
 
Яндекс цитирования __cвЁ-_@Mail.ru free counters Система Orphus
Информационно - поисковая система "Корабел.ру": Судостроение. Судоходство. Судоремонт.

© 2009 - 2021 Кафедра системного анализа и логистики, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»